Пророк,
да благословит его Аллах и приветствует сказал
:“
Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, которые вы не должны забывать, и
поставил пределы, за которые вы не
должны переходить".
Среди установленных Шариатом ограничений
есть ограничения в вопросах брака и
семейных отношений. В
частности, мужчине запрещено
вступать в семейные отношения с женщинами,
находящимися с ним в кровном родстве.
Запреты мужчинам относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные.
1.
Постоянные запреты
Они бывают трех видов:
Во-первых, запреты, связанные с
кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре
"Женщины": "И запрещены вам ваши матери, и дочери,
и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери
брата, и дочери сестры" (Сура
"Женщины" аят 23).
1. К матерям относятся: мать бабушки (как
по отцу, так и по матери);
2.К дочерям относятся: родные дочери,
дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений;
3. К сестрам относятся: родные сестры,
сестры по отцу и по матери;
4. К теткам со стороны отца относятся:
тетки мужчины, и тетки его отца, тетки
его дедов, тетки его матери и тетки его
бабушки;
5. К теткам со стороны матери относятся:
тетки мужчины со стороны его матери,
тетки со стороны матери его отца, тетки
со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек;
6. К дочерям брата относятся: дочери
родного брата по отцу, дочери брата по
матери, дочери их сыновей, дочери их
дочерей и представительницы последующих поколений;
7. К дочерям сестры относятся: дочери
родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и др.
Во-вторых, запреты, связанные с кормлением
грудью. Они подобны тем, которые
связаны с кровнородственными
отношениями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал : "Запрещено в связи с кормлением
грудью то, что в связи с кровным родством".
Однако запреты, связанные с кормлением,
имеют ряд следующих условий:
1. Кормление грудью должно иметь место не
менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре
раза, то кормилица не является его
матерью. В этой связи Муслим
сообщает следующий рассказ Аиши, да будет доволен ею Аллах:
"Сначала в Коране был ниспослан запрет на
кормилицу. После десяти, известных окружающим, кормлений
грудью. Позднее пять кормлений были
отменены. Затем умер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и число кормлений
осталось таким, которое следует из Корана".
2. Кормление грудью должно иметь место до
завершения срока кормления грудью
ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно
иметь место именно в период
кормления грудью (с рождения до двух лет). Если же кормление состоялось после
завершения срока кормления грудью или несколько кормлений
имели место до истечения срока кормления грудью ребенка, а несколько - после, то кормившая женщина не
является матерью ребенка.
Если условия кормления грудью были
соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее
сыновья - его братьями, независимо от
того, появились они на свет до или
после периода кормления. Сыновья
мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимо от того, рождены
они женщиной-кормилицей или другими женщинами.
Здесь мы должны обратить внимание на то,
что на родственников ребенка, кроме его
прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с
кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его
кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков
вскормленного кормилицей мальчика, то они будут считаться детьми
кормилицы и ее мужа, равно как и их
отец.
В-третьих, запреты относительно
родственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителей
предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову
Всевышнего Аллаха: "Не женитесь на
тех женщинах, на которых были женаты
ваши отцы" (Сура
"Женщины", аят 22).
Если мужчина заключил брачный союз с
женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет,
она становится запретной для его
сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.
2. Жены сыновей и представителей последующих
поколений, согласно слову Всевышнего:"И жены ваших сыновей, которые от ваших чрев" (Сура "Женщины", аят 23).
Если мужчина заключил брачный союз с
женщиной, она становится запретной для
его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо
от того, имел он с ней
близость или нет.
3. Мать жены, ее бабушки и
представительницы предыдущих поколений
согласно слову Всевышнего: "И матери ваших жен" Сура "Женщины", аят 23).
После заключения брачного союза между
мужчиной и женщиной, независимо от того, были у них половые отношения или
нет, ее мать и бабушки как по
линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него.
4. Дочери жены, а также дочери его
сыновей, дочери дочерей и
представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они
запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они
разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются
запретными для мужа, согласно слову
Всевышнего: "И ваши воспитанницы, которые под вашим
покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще не
вошли к ним, то нет на вас греха" (Сура "Женщины", аят 23).
После того, как мужчина женился на женщине
и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей,
дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся
для него, независимо от того,
рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними
до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа.
2. Запреты временные
Временные запреты бывают нескольких видов:
1. Запрет на сестру жены, ее теток как по
отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до тех пор, пока
брак не распадется, либо по причине смерти мужа, либо в
результате развода. Всевышний Аллах сказал: "И - объединять двух
сестер" (Сура "Женщины", аят 23).
Пророк, да
благословит его Аллах и
приветствует, сказал: "Не объединяйте жену и ее тетку по отцу,
жену и ее тетку по матери" (Текст хадиса согласован).
2. Запрет, действующий в период, когда
женщина после смерти мужа или развода не
имеет права выходить
замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот
период, и в это время ей нельзя делать предложение
относительно этого.
3. Запрет, действующий в период большого
и малого
хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с
себя ихрам. Есть и другие
запреты, о которых мы не говорим, опасаясь
затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак.
Вступать с ней в половые отношения можно только
после того, как
завершится менструальный период и
женщина совершит омовение.