Выбор супруга


Ислам почтил женщину, предоставив ей право выбирать себе супруга, и родители не могут принуждать её выходить за человека, который ей не нравится. 

Мусульманка знает о своём законном праве и пользуется им, однако она не пренебрегает советами родителей и других родственников, понимая, что в таком жизненно важном вопросе необходимо прислушаться к мнению старших, более опытных людей. 

В то же время мусульманка не терпит посягательства на свою свободу даже со стороны самых близких ей людей и не отказывается от права выбора, которым наделил её Всевышний.

В качестве примера можно привести историю аль-Хансы бинт Хизам. Она рассказывает: «Мой отец выдал меня замуж за моего двоюродного брата, и мне это не понравилось. Я пожаловалась Посланнику Аллаха, и он сказал: “Согласись с тем, что сделал твой отец”. Я сказала: “Но мне не по душе то, что сделал мой отец”. Посланник сказал: “Тогда можешь идти. Он не имеет права выдавать тебя замуж [без твоего согласия]. Выходи за того, за кого пожелаешь”. Тогда я сказала: “Поистине, я соглашаюсь с тем, что сделал мой отец. Однако я хотела, чтобы женщины знали: отцы не имеют права решать за своих дочерей их судьбу ”» [Бухари]. Сначала Посланник Аллаха  предложил ей согласиться с выбором отца, учитывая, что обычно отцы пекутся о благе своих дочерей и желают им счастья. А когда она сказала, что не хочет выходить замуж за человека, которого выбрал для неё отец, Пророк предоставил ей свободу выбора, защитив её, таким образом, от произвола отца.

Ислам не принуждает женщину жить с человеком, который ей неприятен, поскольку очевидно, что такой брак не будет прочным и обречён на разрушение. Ислам стремится создать все условия для того, чтобы союз супругов был успешным, а несоответствие мужчины и женщины, вступающих в брак, изначально исключает возможность успеха. Если у будущих супругов совершенно разные характеры, убеждения, привычки, склонности и взгляды на жизнь, сложно ожидать от них взаимопонимания и согласия и бессмысленно предрекать им безоблачную семейную жизнь.

Если между супругами возникают серьёзные конфликты и мусульманка ясно понимает, что дальнейшая совместная жизнь не принесёт ничего, кроме новых трудностей, и что у неё нет больше сил подчиняться нелюбимому мужу, она, во избежание греха, имеет право попросить о разводе. Это право закрепил за женщиной Посланник Аллаха.

Ислам оберегает достоинство женщины и предоставляет ей самой выбирать человека, с которым ей предстоит прожить жизнь. В связи с этим полезно будет вспомнить историю Бариры, эфиопской девушки-рабыни. Её хозяином был ‘Утба ибн Абу Ляхаб. Он насильно выдал её замуж за раба по имени Мугис. Узнав об этом, ‘Аиша пожалела её и, выкупив, отпустила её на волю. Получив возможность распоряжаться своей судьбой, Барира потребовала у мужа развода и не поддалась на его уговоры, хотя он со слезами на глазах просил её остаться с ним. Ибн‘Аббас передаёт: «Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. Пророк сказал ‘Аббасу: “О ‘Аббас, разве тебя не удивляет, что Мугис так любит Бариру, а Барира так ненавидит Мугиса?” А потом Пророк  сказал: “Вернулась бы ты к нему”. Барира спросила: “О Посланник Аллаха, ты приказываешь мне?” Он сказал: “Я только ходатайствую”. Тогда она сказала: “Не нужен он мне!”» [Бухари].

У мусульманки, выбирающей супруга, свои критерии. В отличие от большинства женщин она ищет в мужчине в первую очередь не красивую внешность, богатство и доходную должность, но смотрит, прежде всего на его отношение к религии и его нрав, потому что для создания счастливой семьи наиболее важны именно эти два качества, и в мужчине невозможно найти ничего лучше праведности, богобоязненности и благонравия. Мусульманка помнит слова Посланника Аллаха : «Когда приходит к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, отдавайте за него девушку. А если вы не станете этого делать, на земле будет искушение и великое нечестие!» [Тирмизи; Ибн Маджа].

Мусульманка не может согласиться на брак с безнравственным и легкомысленным человеком со слабой верой, даже если он обладает красивой внешностью и хорошо одевается. Её привлекает искренне верующий, серьёзный молодой человек, сознательный, умный, просвещённый, с чистой душой и безупречной репутацией. Праведную и благонравную мусульманку заслуживает только подобный ей, а заблудшая женщина со скверным характером заслуживает такого же мужа.

Истину сказал Всевышний: Скверные женщины — для скверных мужчин, а скверные мужчины — для скверных женщин, и хорошие женщины — для хороших мужчин, а хорошие мужчины — для хороших женщин. Сура 24 «Свет», аят 26

Однако это не означает, что мусульманка не обращает внимания на внешность мужчины, который сватается к ней, и соглашается выйти за человека, на которого не может смотреть без отвращения, только потому, что он религиозен. Она имеет полное право выбрать для создания семьи мужчину, который привлекает её не только своим благонравием, праведностью и богобоязненностью, но и внешностью. В вопросе замужества она, как и во всех своих делах, придерживается золотой середины. Её не обманывает внешность, ибо её взор устремлён дальше, в сердце, и если там она не видит веры и блага, красота теряет для неё ценность. Однако в то же время мусульманка понимает, что жизнь с человеком, который ей неприятен, станет для неё искушением и может подтолкнуть её к греху. Поэтому она старается выбрать мужчину, в котором вера, праведность и хороший характер сочетались бы с приятной ей внешностью.

Мусульманка знает, что Всевышний Аллах сделал мужчину покровителем женщины: «Мужчины — покровители женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура 4 «Женщины», аят 34).  Поэтому она выбирает мужчину, которого она желала бы видеть своим покровителем и спутником жизни.

 Мусульманка не из тех женщин, которые выходят замуж, поддавшись внезапному порыву, а потом горько жалеют о содеянном. Она мечтает о человеке, который взял бы её за руку и пошёл вместе с ней по жизни, и чтобы вместе они построили крепкую семью и вырастили в атмосфере любви, согласия и взаимопонимания праведных и благонравных детей — настоящих мусульман, искренних рабов Всевышнего, и чтобы мелочные склоки, придирки по пустякам и надуманные проблемы не омрачали их совместную жизнь и не мешали им идти вперёд. Потому что их миссия в земной жизни слишком важна, чтобы возводить подобные досадные препятствия на пути её осуществления.

Всевышний Аллах возложил на мужчину и женщину огромную ответственность, и они должны справиться с ней: Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин, покорных Аллаху мужчин и женщин, правдивых мужчин и женщин, терпеливых мужчин и женщин, смиренных  мужчин и женщин, подающих милостыню мужчин и женщин, постящихся мужчин и женщин, хранящих целомудрие мужчин и женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах приготовил прощение и великую награду. Сура 33 «Союзники», аят 35

Современные мусульманки должны брать пример с Умм Сулейм и других мусульманок прошлого, у которых была чистая вера, сильная воля и правильные убеждения. Эти женщины, выбирая супруга, сумели сделать правильный выбор.

Читать  также:

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":