Мусульманка — мудрая женщина и сильная личность

Мудрость и сила личности свойственны женщине-мусульманке и до замужества и после, ибо она глубоко понимает свою религию и своё предназначение в жизни. В отличие от легкомысленных и взбалмошных женщин, она продумывает каждый свой шаг, особенно в семейной жизни, и старается совершать лишь поступки, которые не будут иметь дурных последствий ни для неё, ни для её семьи.

Сила её личности проявляется, когда она выбирает себе супруга. Если родители прочат ей в мужья неподходящего человека, она, несмотря на любовь, уважение и почтение к ним, не позволяет им распоряжаться своей судьбой, зная, что Аллах наделил её правом самостоятельно принимать это ответственное решение. Она прислушивается к советам родителей и других родственников, однако никто не может решать за неё, кто подходит ей, а кто нет. Когда к ней сватается человек, она остаётся равнодушной к его богатству и положению в обществе, ибо её интересует совсем другое. Она ищет настоящего мусульманина — праведного, богобоязненного и благонравного. Она знает: если у человека нет веры или она слаба, все его достоинства, включая материальные блага, не имеют никакой ценности, и она не будет счастлива с таким человеком.

Как мы уже сказали, мусульманка уважает и почитает мужа, она скромна, великодушна, довольствуется малым и старается, чтобы муж был доволен ею. Однако это не мешает ей быть сильной личностью, способной действовать решительно, твёрдо стоять на своём и самоотверженно отстаивать свои убеждения, когда дело касается религии. Вспомним, как Умм Сулейм бинт Мильхан, мать Анаса ибн Малика, отстаивала своё право быть мусульманкой и защищала свои убеждения после того, как её муж Малик ибн ан-Надр, который предпочёл язычество, осудил её за принятие ислама и потребовал отречься от новой веры. Умм Хабиба, муж которой отрёкся от ислама и стал христианином, также стойко перенесла это испытание, посланное ей Всевышним, и пережитое не поколебало её веры и не сломило её волю. Барира решительно отказалась возвращаться к мужу, которого она не любила, несмотря на то, что Пророк походатайствовал за него. А жена Сабита ибн Кайса проявила решительность и обнаружила силу личности, попросив  Пророка развести её с нелюбимым мужем, и Пророк  удовлетворил её просьбу.

Во всех упомянутых случаях этими благородными женщинами-мусульманками руководило желание сохранить свою религию и снискать довольство Аллаха. Каждая из них искала в семейной жизни дозволенное и опасалась впасть в запретное. А жизнь с неверующим или нелюбимым мужем, один вид которого вызывает у неё отвращение, могла подтолкнуть её к неверию или греху. Мусульманка знает, что в таких случаях нужно действовать решительно и нельзя проявлять слабость и робость и мириться с обстоятельствами, из-за которых её религия подвергается опасности. Мусульманка, которая верна своей религии, поступает так везде и всегда.

Сила личности не мешает мусульманке быть покорной, заботливой, нежной и благодарной женой. Как раз напротив, эта внутренняя сила делает её ответственной, мудрой и осторожной. Она никогда ничего не делает сгоряча и не принимает скоропалительных решений, которые могут негативно отразиться на её семейной жизни и иметь губительные последствия. Даже в гневе она способна держать себя в руках и избегает неосторожных слов. Она знает, что ссоры происходят, время от времени в каждой семье, и лучше как можно быстрее успокоиться. Если муж взвинчен или нервничает, не время выяснять отношения, следует остерегаться ранящих, обидных слов. Конфликт может уладиться сам собой, как только супруги успокоятся. Поэтому мусульманка старается проявлять терпение и выдержку. Вспомним, как тактично выражала ‘Аиша своё недовольство. Посланник Аллаха сказал ей: «Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься на меня». Я спросила: «Откуда же ты знаешь это?» Он ответил: «Когда ты мной довольна, ты говоришь: “Нет, клянусь Господом Мухаммада!” — а когда сердишься, говоришь: “Нет, клянусь Господом Ибрахима!”» ‘Аиша сказала: «Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не изменяю ничего, кроме твоего имени» [Муслим].

Посмотрите, какое благородство и искренность, какая благовоспитанность и уважение к мужу…Сила личности матери верующих ‘Аиши проявилась, когда её оклеветали и обвинили в прелюбодеянии. Всевышний Аллах послал это испытание ей, своему Посланнику и всей мусульманской общине, чтобы каждый показал своё истинное лицо и чтобы искренне верующие отличились от лицемеров. ‘Аиша, сердце которой было преисполнено веры во Всевышнего, всецело уповала на Него. Она верила, что наступит час, в который Он оправдает её и подтвердит её невиновность. ‘Аиша рассказывает: «Собираясь отправиться в путешествие, Посланник Аллаха  обычно бросал жребий среди своих жён и брал с собой ту из них, на которую падал выбор. Перед одним из своих походов, после ниспослания аята о хиджабе, он также бросил среди нас жребий. Выбор пал на меня, и я поехала с ним в паланкине, в котором меня опускали на землю. Мы двинулись в путь, а по завершении этого похода, когда Посланник Аллаха возвращался обратно и мы остановились недалеко от Медины, он объявил, что нам следует выступить в путь. После того как был отдан этот приказ, я вышла за пределы стоявшего лагерем войска. Удовлетворив свою нужду, я вернулась обратно. Коснувшись груди, я обнаружила, что моё ожерелье из оникса порвалось и пропало. Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем сопровождавшие меня люди подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором я ехала, посчитав, что я нахожусь внутри. В то время я была совсем молодой девушкой, и люди, которые поднимали паланкин на верблюда, не почувствовали разницы в весе. Они погнали его и двинулись в путь, а я нашла своё ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что люди обнаружат моё отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, откуда только что пришла. Когда я сидела там, глаза мои стали слипаться и я заснула. Что же касается Сафвана ибн аль-Му‘атталя ас-Сулями, то он двигался позади остальных воинов и добрался до того места, где я находилась, к утру. Он увидел спящего человека и подошёл ко мне, а ему приходилось видеть меня до ниспослания аята о хиджабе. Услышав, как он произносит слова “Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы вернёмся”, я проснулась. Он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на её переднюю ногу. Когда я села верхом, он повёл верблюдицу, и мы не останавливались, пока не добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых…

Главным клеветником был ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. Мне показалось, что Пророк  уже не столь добр ко мне, как бывало прежде, когда я болела, так как во время этой моей болезни он только приходил, приветствовал присутствовавших и спрашивал: “Как она?” Я ничего не знала о клевете, пока не выздоровела. А через некоторое время мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси‘, куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы, уходившие подальше от своих домов. Итак, мы с Умм Мистах бинт Абу Рухм направились туда. По дороге Умм Мистах, на которой был длинный плащ, споткнулась и воскликнула: “Чтоб ты пропал, Мистах!” Я сказала: “Ты говоришь плохие слова! Как можешь ты ругать человека, участвовавшего в битве при Бадре?!” Она сказала: “Разве ты не слышала, что они говорят?” После этого рассказала мне о том, что говорили клеветники обо мне, и я почувствовала себя ещё хуже. Когда я вернулась домой, ко мне пришёл Посланник Аллаха, который произнёс слова приветствия и спросил: “Как она?” Я сказала: “Отпусти меня к родителям”. Я хотела получить от них подтверждение того, что узнала. Посланник Аллаха  отпустил меня. Я пришла к ним и спросила у матери: “О чём говорят люди?”Она сказала: “О доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, очень редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жён, не говорили много всякого!” Я воскликнула: “Преславен Аллах! Так люди действительно говорят об этом?!” После этого я плакала всю ночь, не смыкая глаз».

Передатчик этого хадиса сказал: «А когда настало утро, Посланник Аллаха, увидевший, что Откровение задерживается, позвал к себе ‘Али ибн Абу Талиба и Усаму ибн Зайда, чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой ‘Аишей. Усама рассказал ему всё, что знал, о доброй славе его жён, после чего добавил: “Не расставайся со своей женой, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, мы слышали о ней только хорошее!” Что же касается ‘Али ибн Абу Талиба, то он сказал: “О Посланник Аллаха, Аллах не ограничивает тебя, и кроме неё есть много других женщин… Спроси её служанку, и она скажет тебе правду!” Тогда Посланник Аллаха  позвал к себе Бариру и спросил: “О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь подозрительное?” Барира сказала:
“Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с Истиной! Самый большой её недостаток, за который я могла бы её упрекнуть, заключается в том, что она ещё очень молода и иногда засыпает, оставляя тесто, а потом приходит коза и поедает его”. В тот же день Посланник Аллаха поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать ‘Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля. Посланник Аллаха  сказал: “Кто поможет мне наказать человека, который нанёс мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее. Кроме того, они говорят дурное о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!” Тогда со своего места поднялся Са‘д ибн  Му‘аз и сказал: “О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!” Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Са‘д ибн ‘Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку, а ныне побуждаемый желанием поддержать своё племя, и сказал: “Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!” После этого со своего места поднялся Усайд ибн аль-Худайр и сказал: “Клянусь Аллахом, это ты лжёшь! Клянусь Аллахом, мы убьём его, а ты — лицемер, защищающий лицемеров!” Это привело в возбуждение ауситов и хазраджитов, которые были уже готовы броситься друг на друга, тогда как Посланник Аллаха  продолжал стоять на минбаре. Увидев это, он спустился вниз и успокаивал их, пока они не замолчали, и он тоже хранил молчание».
 ‘Аиша сказала: «Я плакала весь день и всю ночь и не могла заснуть, а утром ко мне пришли родители. Всего же я проплакала две ночи и один день, и мне стало казаться, что печень моя разорвётся от плача. Когда они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, которую я разрешила впустить. Присев, она принялась плакать вместе со мной, и в это время неожиданно вошёл Посланник Аллаха, который сел, а он не садился у меня с тех пор, как обо мне стали распространять ложь. Пророк, за целый месяц, не получивший никакого Откровения относительно моего дела, произнёс слова свидетельства и сказал: “О ‘Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила в чём-либо, попроси у Аллаха прощения и принеси Ему покаяние, ибо, поистине, если раб Аллаха признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!” После того как Посланник Аллаха сказал это, я перестала плакать; из глаз моих не упало больше ни одной слезинки, и я сказала отцу: “Ответь за меня Посланнику Аллаха!” Он сказал: “Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать Посланнику Аллаха!” Тогда я сказала матери: “Ответь за меня Посланнику Аллаха !” — но она тоже сказала:
“Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать Посланнику Аллаха!” Тогда я была молодой девушкой и знала из Корана лишь немногое. Я сказала присутствовавшим: “Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы посчитали их слова правдой. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в том, что совершила это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, то вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя подходящего примера, кроме слов отца Юсуфа, который сказал: “Лучше всего мне проявлять терпение, и лишь к Аллаху должно обращаться за помощью от того, что вы утверждаете!” А потом я перебралась на другую сторону своей постели, храня надежду на то, что Аллах оправдает меня, однако, клянусь Аллахом, я никогда не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение, ибо считала себя слишком ничтожной для того, чтобы об этом моём деле говорилось в Коране. Я надеялась, что Посланник Аллаха увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, Посланник Аллаха  не встал со своего места, и никто из членов моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. Он впал в то состояние, в которое обычно впадал, когда ему ниспосылались откровения, и капли пота, подобные жемчужинам, покатились с него градом, несмотря на то, что был холодный зимний день. А когда ниспослание откровения Посланнику Аллаха закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: “О ‘Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!” Моя мать велела мне: “Встань перед Посланником Аллаха!” — но я возразила: “Нет, клянусь не стану благодарить никого, кроме Аллаха!” В аятах, которые ниспослал Всевышний Аллах, говорилось: “Поистине, те, которые возвели отвратительную ложь, составляют собой группу из вас же…” А после того как Аллах ниспослал аят, оправдавший меня, Абу Бакр ас-Сыддик, который оказывал помощь Мистаху ибн Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: “Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об ‘Аише, я больше никогда ничего ему не дам!” И тогда Всевышний Аллах ниспослал: “И пусть занимающие высокое положение и обладающие достатком среди вас не клянутся, что прекратят оказывать помощь родственникам, беднякам и переселившимся на пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас? Ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!” Абу Бакр сказал: “Да, клянусь Аллахом, конечно же, я хочу, чтобы Аллах простил меня!” — после чего он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше».

Меня пленила эта история в великолепном изложении Ибн аль-Каййима: «К Посланнику Аллаха  целый месяц не приходило Откровение, и это сделало посланное ему испытание ещё более тяжким, одновременно приведя его к завершению. Это было необходимо для достижения очень важной цели. Верующим оно должно было добавить веры, приверженности справедливости и искренности и благих мыслей об Аллахе, Его Посланнике, членах его семьи и искренних и правдивых рабах Всевышнего. А лицемерам оно должно было добавить лицемерия, клеветы, измышлений и лжи. Их истинное лицо должно было открыться Посланнику Аллаха  и верующим. И должна была проявиться искренность ‘Аиши и её родителей, их вера, и безграничное упование на Аллаха, и смирение перед Ним, которое отличает истинных рабов Аллаха, чтобы через это испытание Аллах довёл до конца Свою милость к ‘Аише и её семье. Благодаря этому испытанию должно было проявиться их стремление к Аллаху и потребность в Нём, их смирение перед Ним, их благие мысли о Нём и ожидание от Него только хорошего, их пламенная надежда и упование на Него. ‘Аиша должна была перестать связывать свои надежды с людьми и отчаяться получить помощь и поддержку от кого-то, кроме Аллаха… А для этого напряжение должно было достигнуть предела…

И ‘Аиша с честью выдержала тяжкое испытание, и когда пришло избавление, родители сказали ей: “Встань же перед ним!37” — после того, как Аллах оправдал её. Однако она сказала: “Клянусь Аллахом, я не встану перед ним! И я не восхваляю никого, кроме Аллаха, ибо это Он оправдал меня”. В задержке Откровения можно увидеть и ещё одну мудрость. Верующие каждый день ожидали, что Всевышний То есть перед Посланником Аллаха скажет решающее слово и положит конец этой неприятной истории, а вместе с ней и смуте, которую она вызвала. И чем больше времени проходило, тем сильнее желали мусульмане услышать Откровение. С каждым днём росла их надежда на лучшее. Наконец Всевышний оправдал ‘Аишу. Откровение пришло как раз тогда, когда Посланник Аллаха, члены его семьи, асыддик и члены его семьи, сподвижники и верующие были напряжены до предела. И Откровение снизошло на них подобно дождю, пролившемуся наконец на пересохшую землю. Оно принесло им желанное успокоение и счастье. А если бы Всевышний открыл Посланнику  истину в самом начале и ниспослал Откровение сразу после того, как ‘Аишу оклеветали, этот случай не оказал бы столь сильного воздействия на верующих.

Кроме того, Всевышний Аллах пожелал показать, сколь важное и почётное место занимают пред Ним Посланник и его семья. Аллах не просто вывел Своего Посланника из этого испытания — Он Сам защитил его, ответил его врагам и выразил им глубочайшее порицание. Пророк  не принимал в этом никакого участия. Всевышний  Сам осуществил
всё, чего желал, и отомстил врагам за Своего Посланника  и членов его семьи.
Важно помнить, что, хотя стрела была направлена на Посланника Аллаха, в прелюбодеянии была обвинена его супруга, поэтому он не мог засвидетельствовать её невиновность, хотя и знал (или был почти уверен), что она действительно невиновна, и никогда не подозревал её в чём-то скверном. Поэтому он сказал клеветникам: “Кто станет упрекать меня, если я воздам по заслугам человеку, который обижает меня, задевая честь моей жены? Клянусь Аллахом, мне не известно о моей супруге ничего, кроме благого, и они упомянули о человеке, о котором мне также неизвестно ничего, кроме благого, и он никогда не входил к моей супруге без меня”. У Пророка  было больше доказательств невиновности ‘Аиши, чем у остальных верующих. Однако он был терпеливым, стойким, сострадательным, всегда надеялся на хорошее от Господа и верил, что избавление придёт. Поэтому он терпел до конца, и наконец к нему пришло Откровение, которое успокоило его и вселило радость в его сердце, а так же продемонстрировало высоту его положения и заботу Господа о нём…

После того как Аллах оправдал ‘Аишу, родители сказали ей: “Встань же перед ним!” — она сказала: “Клянусь Аллахом, я не встану перед ним! И я не восхваляю никого, кроме Аллаха”. В этих словах проявилась вся сила её веры и её глубокое понимание религии. Она знала, что избавление пришло от Аллаха и это милость, которую оказал ей Всевышний, и потому восхвалила только Его. Она не сделала того, что сделал бы на её месте человек, стремящийся узнать очень важное для него известие. Она не сомневалась в любви Посланника Аллаха к ней. И потому сказала то, что сказала. Она знала, что не обидит его своими словами, и выбрала наиболее подходящие слова для столь торжественного момента. Как дорога была она ему, когда произносила эти слова! Какая твёрдость, самообладание, серьёзность и спокойствие духа! А ведь она любила его — и как любила! — и ей не терпелось скорее воссоединиться с ним после целого месяца мучительной разлуки. Она заметила, что он доволен ею и устремлён к ней всей душой. Однако она не поднялась ему навстречу и не поспешила выразить свою радость, несмотря на то,  что любила его. Поистине, это предел стойкости и силы!»

Действительно, удивительная, беспримерная стойкость, самообладание и сила личности… Мусульманка скромна, уважает мужа, слушается его и старается добиться его любви, однако даже перед ним — самым дорогим для неё, самым любимым человеком, какой бы силой и влиянием он ни обладал, — она не склоняется и остаётся личностью, коли правда на её стороне и она связала все свои надежды с Аллахом.

И мать верующих ‘Аиша — прекрасный пример женщины-мусульманки, которая гордится своими убеждениями и своей религией и понимает, что значит быть истинной рабой Аллаха и не преклонять голову ни перед кем, кроме Него. Её поведение нельзя расценивать как проявление высокомерия или отказ делать то, чего ждал от неё муж. Мы уже говорили, что мусульманка должна уважать мужа, относиться к нему почтительно, слушаться его, добиваться его любви и стремиться к его довольству, ибо для неё это часть религии. Поступок матери верующих ‘Аиши позволяет нам увидеть, что ислам возвеличил и почтил женщину, и этот почёт и забота Всевышнего сопровождают её по жизни до тех пор, пока она придерживается Шариата Всевышнего и следует прямым путём. Осознание этого добавило ‘Аише силы, мудрости и достоинства.

Ислам наделил женщину столькими правами, что разговоры о её потребности в освобождении и раскрепощении представляются по меньшей мере нелепыми. Корреспондент газеты «Кувейтская отчизна = Аль-ватан аль-кувейтий» в середине марта 1989 года спросил профессора Наваль асСа‘дави, которая одно время была сторонницей «раскрепощения» женщины, после чего изменила свои взгляды: «Считаете ли вы европейцев эталоном и примером, которому мы должны следовать?» Она ответила: «Нет, ни в коем случае, ибо хотя европейская женщина и вырвалась вперёд в некоторых сферах жизни, она заметно отстала в других. Законы, касающиеся брака, в Европе несправедливы к женщине и ущемляют её права, и это одна из причин появления в Европе женских движений, борющихся за свою свободу и свои права. Они есть и в Америке, и они не просто сильны и напористы, но иногда и агрессивны». Она также сказала: «Наша религия — ислам — наделила женщину правами в гораздо большей степени, чем остальные религии, и защитила её достоинство».

Очевидно, что причиной любой несправедливости по отношению к женщине в мусульманском обществе является невежество — недостаточное знание учения ислама, непонимание его сути и отдаление от него.

Читать также: 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":