Мусульманка не завидует


Женщины часто завидуют друг другу. Обладательницы обычной внешности завидуют красивым, женщины со средними умственными способностями завидуют умным, не имевшие возможности получить хорошее образование завидуют образованным и много знающим, бедные завидуют богатым, заурядные завидуют талантливым и одарённым…

Однако мусульманка не уподобляется этим завистницам. Ислам учит её всегда соглашаться с предопределением Всевышнего Аллаха и благодарить Его за дарованное Им. Сказал Всевышний: Если вы будете благодарны,  то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки. Сура 14 «Ибрахим», аят 7

Мусульманка знает, что не только материальные блага имеют ценность. Рассказывают, что один бедняк пожаловался учёному на свою бедность и на то, что Аллах не наделил его ничем из Своих милостей. А тот спросил его: «Продашь ли ты своё зрение за сто тысяч?» Он ответил: «Нет». Учёный спросил: «Продашь ли ты свой слух за сто тысяч? Продашь ли ты свои руки за сто тысяч? Продашь ли ты свои ноги за сто тысяч? Продашь ли ты свой разум за сто тысяч?» Он ответил: «Нет». Тогда учёный сказал ему: «Ты жалуешься на бедность, владея сотнями тысяч?!» И этот человек понял, что нематериальные блага значат больше, чем деньги, и что милости Аллаха неисчислимы.

Если бы блага даровались в качестве почёта, посланники Аллаха были бы самыми богатыми людьми, а неверующие не имели бы ничего. Сахль ибн Са‘д передаёт: «Как-то раз мимо Посланника Аллаха прошёл один человек, и он спросил человека, который в это время сидел рядом с ним: “Что ты скажешь об этом человеке?” Он сказал: “Это — знатный человек, достойный того, чтобы выдать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и принять его заступничество, если он станет заступаться за кого-нибудь”. Пророк  промолчал, а потом мимо прошёл другой человек, и он спросил: “А что ты скажешь об этом человеке?” Он сказал: “Человек из числа бедных мусульман. Такой заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж женщину, если он посватается к ней, и не принимать его заступничества, если он станет заступаться за кого-нибудь, и не слушать его, если он станет говорить что-нибудь”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Этот бедняк лучше всей земли, наполненной такими, как тот богач!”» [Бухари; Муслим].

Пророк исправил взгляды этого человека и указал ему на истинный стандарт, позволяющий определить превосходство одних людей над другими. Он разъяснил, что ценности и понятия этого мира в Судный день не будут иметь никакого веса, и ни происхождение, ни богатство, ни чины не принесут человеку пользы у Всевышнего Аллаха. Только вера, богобоязненность и благие дела, совершённые из стремления к Его довольству, будут иметь значение в Судный день.

Посланник Аллаха сказал: «Поистине, в День воскресения непременно приведут важного тучного человека, который окажется пред Аллахом легче комариного крыла… Читайте: “…и в День воскресения Мы не определим для них никакого веса” (18:105)» [Бухари; Муслим].

Мусульманка понимает, что Всевышний сделал людей разными, и это одно из проявлений Его мудрости. Главное в человеке — его богобоязненность и благие дела, которые он совершает. Всевышний Аллах не смотрит на внешность человека и размеры его тела. Он смотрит на его сердце и его дела. Мусульманка понимает: если человек красив, богат или талантлив, это вовсе не означает, что он лучше других. Красота и богатство даётся во испытание. Если человек будет благодарить Всевышнего, признавая Его милость, он получит щедрую награду в мире вечном. А если он возгордится, Всевышний подвергнет его суровому наказанию.

Мусульманка знает, что обилие мирских благ может стать бедой для человека и погубить его. Она не завидует богатым, потому что видит, сколько людей не выдерживают испытания богатством. Они становятся высокомерными, начинают презирать людей, расходуют свои средства на запретное и расточительствуют, погрязая в грехах и ослушиваясь Господа. Они отказываются выплачивать закят, хотя и знают, что это их обязанность, не подают милостыню и не помогают нуждающимся. Особенно опасно богатство для тех, кому оно досталось внезапно, и он стал богатым после того, как не имел ничего. Такого человека чаще всего одолевает жадность и любовь к мирским благам, которые отдаляют его от религии и заставляют забыть о благодарности. Богатство — великое искушение, и лишь искренне верующий, богобоязненный и праведный человек способен устоять перед ним.

Мусульманка знает: богатство должно быть в руках, а не в сердце, и человек должен владеть им, а не оно должно распоряжаться им, но очень немногие люди понимают это. Богатство ослепляет их взоры и сердца, и они забывают мир вечный ради мира этого, забывают о блаженстве в Садах вечности, которое никогда не кончится, ради мимолётных наслаждений и преходящих мирских благ. Человек, обладающий несметными богатствами, как правило, озабочен их сохранением и преумножением. Он собирает прибыль, он постоянно занят и не находит времени для того, чтобы обучаться религии, читать Коран, совершать обязательную молитву в мечети, а также дополнительные молитвы, в том числе и добровольную ночную молитву. Он занят своим богатством днём, и оно снится ему по ночам. Порой пригрезится ему, что он получил огромную прибыль, а иногда — что он лишился половины состояния… Как же можно завидовать таким людям? Мусульманка понимает, что они достойны жалости, а не зависти…

Мусульманка помнит слова Посланника Аллаха: «Поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такой человек, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа своего61, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой окажется в наилучшем положении. Ко второй группе относится такой человек, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой то», будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха. Такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И есть ещё человек, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то», придерживаясь таких же намерений, что и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя греха».

Абу Барза передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения человек не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его: как он её провёл? — и о знании его: как он им распорядился? — и о богатстве его: как он приобрёл его и на что потратил? — и о теле его: как он его использовал?» [Тирмизи. Хороший достоверный хадис].

Красота также даётся во испытание. Всевышний Аллах запретил верующим проявлять высокомерие и взирать на других свысока, а обладатель красивой внешности нередко начинает ощущать своё превосходство над другими. Вместо того чтобы благодарить Аллаха, он, зазнавшись, отдаляется от религии и превращается в самовлюблённого гордеца и эгоиста. А неприметная внешность, напротив, часто делает человека скромным и подавляет в нём гордыню. Поэтому мусульманка не завидует тем, кому Всевышний Аллах даровал в этом мире больше благ, чем ей. Она довольствуется тем, что имеет, и благодарит Всевышнего Аллаха.

Мусульманка знает, что истинная ценность человека определяется силой его веры, его богобоязненностью и благими делами. Поэтому она живёт спокойно, и душа её чиста и исполнена умиротворения. Освобождая своё сердце от зависти, верующий возвышается духовно, и это возвышение приводит его в Рай, даже если он не уделял много времени поклонению. Мы привыкли думать, что если человек много поклоняется Аллаху, то его награда у Всевышнего Аллаха будет велика.Однако не только усердное поклонение помогает верующему снискать довольство Аллаха и войти в Рай — благонравие, доброта, искренность и чистосердечие не менее важны.

Пророку как-то сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, такая-то молится по ночам и постится днём, совершает благие дела и подаёт милостыню. Однако она обижает соседей». Посланник Аллаха сказал: «Нет в ней блага… Она из обитателей Огня». Люди сказали: «А такая-то совершает только обязательные молитвы и подаёт только куски сушёного творога. Однако она никого не обижает». Посланник Аллаха сказал: «Она из обитателей Рая».

Человек, сердце которого наполнено искренней верой, не может быть злобным, завистливым, коварным и мстительным. Он не обижает людей, не желает им зла, не причиняет им вреда и не злорадствует, потому что богобоязненность и вера удерживают его от скверных мыслей, слов и поступков. Такой человек относится к числу преуспевших, даже если он уделяет поклонению не так уж много времени. А если человек поклоняется Всевышнему Аллаху день и ночь, но при этом его сердце наполнено злобой и завистью, то поклонение такого человека — лишь механические движения тела. Его вера слишком слаба, чтобы изгнать из его сердца эти недостойные верующего чувства, поэтому поклонение не приносит ему той пользы, которую оно должно приносить.

Посланник Аллаха сказал: «Не уживаются в человеке вера и зависть».А Дамура ибн Саляба передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Люди будут жить благополучно до тех пор, пока не начнут завидовать друг другу» [Ибн Хиббан].

Помня наставления Посланника Аллаха, мусульманка старается не только усердно поклоняться Всевышнему Аллаху, но и очищать свою душу от всякой скверны. Она осознаёт себя частью мусульманской общины и понимает, что мусульманская община подобна огромному зданию, сложенному из множества маленьких кирпичиков. Она — один из этих кирпичиков, и если они будут хорошими, то и здание будет прочным. Поэтому она старается быть достойным членом мусульманской общины и укреплять собой её здание.

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":