Мусульманка со своими родственниками

Мусульманка знает, что у неё есть обязанности перед родственниками и что она должна поддерживать отношения с ними, уважать их и делать им добро. Ислам уделяет огромное внимание родственным связям, велит своим последователям поддерживать их и строго осуждает того, кто их порывает.

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха  сказал: «После того как Аллах создал всё сотворённое, поднялись родственные связи и сказали: “Это — место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва”. Тогда Аллах спросил: “Удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду поддерживать связь с тем, кто станет поддерживать вас, и порву связь с тем, кто станет порывать вас?” Они ответили: “Да!”— и Аллах сказал: “Я дарую это вам!”» После этого Посланник Аллаха сказал: «Прочтите, если желаете: “И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие на земле и порывать родственные связи?” » [Бухари; Муслим].

Многие аяты подчёркивают важность родственных связей в исламе, побуждают делать добро родственникам и запрещают обижать их и причинять им зло. Всевышний Аллах сказал: Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. Сура 4 «Женщины», аят 1

Веления бояться Аллаха и поддерживать родственные связи в этом аяте следуют друг за другом. Так Всевышний Аллах подчёркивает важность родственных связей и побуждает поддерживать их и заботиться о родственниках.
В некоторых аятах веление поддерживать родственные связи следует за велением поклоняться Аллаху и почитать родителей. Всевышний сказал: Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям… Сура 17 «Ночное путешествие», аят 23. А далее Всевышний говорит: Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Сура 17 «Ночное путешествие», аят 26

Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, близким и посторонним соседям, находящимся рядом спутникам, странникам… Сура 4 «Женщины», аят 36 В последнем аяте человеческие отношения упорядочены по убыванию важности, и родственные связи стоят на третьем месте после поклонения Всевышнему и почтительного отношения к родителям.

Всевышний Аллах включил поддерживание родственных связей в число величайших основ и главных принципов ислама, о чём Пророк  известил людей ещё в самом начале своего призыва. Вспомним, как Ираклий39 спросил Абу Суфьяна: «Что он велит вам делать?», — имея в виду Пророка. Абу Суфьян сказал: «Он говорит: “Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь ничему наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки”, — и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать родственные связи» [Бухари; Муслим].

Очевидно, что Абу Суфьян в своём кратком ответе упомянул важнейшие отличительные черты ислама. А в длинном хадисе ‘Амра ибн ‘Абасы, который расспрашивал Пророка о столпах и нормах ислама, говорится: «Придя к нему, я спросил: “Кто ты?” Он сказал: “Я — пророк”. Я спросил: “А кто такой пророк?” Он сказал: “Меня послал Аллах”. Я спросил: “С чем же Он послал тебя?” Он сказал: “Он послал меня с велением поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху…”» [Муслим].

Пророк  упомянул родственные связи вместе с Единобожием — основой ислама и начал с них перечисление основных принципов и правил ислама, указав таким образом на их важность. Мы знаем множество хадисов, которые побуждают поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием. Абу Айюб аль-Ансари передаёт, что один человек пришёл к Пророку  и сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк  ответил: «Ты должен поклоняться. Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи, совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи» [Бухари; Муслим].

Пророк упомянул родственные связи вместе с поклонением Аллаху, Единобожием, молитвой и закятом, а это означает, что поддерживать родственные связи — одно из великих дел, которые вводят человека в Рай и спасают его от Огня.

Анас передаёт, что Пророк сказал: «Кто желает, чтобы его удел был увеличен, а жизнь — продлена, пусть поддерживает родственные связи» [Бухари; Муслим]. А Ибн ‘Умар говорил: «Кто боится Господа и поддерживает родственные связи, жизнь того будет долгой, богатство его увеличится, а его родственники будут любить его».

Мусульманка понимает, что веление поддерживать отношения с родственниками обращено ко всем верующим — как к мужчинам, так и к женщинам, потому что любая обязанность, возложенная Шариатом на мусульманина вообще, распространяется как на мужчин, так и на женщин, если только в Шариате нет специальной оговорки. Поэтому мусульманка, стремясь исполнить веление Всевышнего, поддерживает связь с родственниками. Она общается с ними, навещает их, звонит им, справляется об их здоровье и делах. Даже если она очень занята, она всегда находит время для родственников.

Мусульманка стремится следовать прямым путём, который указал людям Всевышний Аллах, и она знает, что поддерживать родственные связи — значит увеличить свой удел, продлить себе жизнь и сделать её благословенной, снискать милость Аллаха и заслужить любовь и уважение людей. А порывать родственные связи — значит навлечь на себя беды и гнев Всевышнего, а также ненависть людей, и отдалиться от Рая — вечной Обители счастья.

Посланник Аллаха пригрозил человеку, который порывает родственные связи: «Не войдёт в Рай порывающий родственные связи!» [Бухари]. Посланник также сказал: «Поистине, милость Аллаха не ниспосылается людям, среди которых есть порывающий родственные связи» [Бухари. Адаб]. А Абу Хурайра говорил собравшимся у него вечером в четверг: «Я настаиваю, чтобы каждый порывающий родственные связи встал и покинул нас!» Никто не встал. Он сказал это трижды. После этого один юноша пришёл к своей тётке по отцу, с которой он перестал общаться два года назад. Когда он вошёл к ней, она спросила его: «О сын брата моего, что привело тебя сюда?» Он ответил: «Я слышал, как Абу Хурайра сказал то-то и то-то». Она сказала: «Возвращайся к нему и спроси его, почему он сказал это». Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, дела сынов Адама представляются в ночь с четверга на пятницу, и дела того, кто порывает родственные связи, не принимаются”» [Бухари. Адаб].

Эти аяты и слова Пророка проникают в глубины сердца мусульманки, которую воспитал ислам, вложивший в неё любовь к благим делам. Она страшится зла, которым грозит ей порывание родственных связей. Ведь тот, кто порывает родственные связи, лишается милости Всевышнего, дела его становятся тщетными, а мольбы остаются без ответа. Поэтому мусульманка остерегается порывать родственные связи и обижать родственников. Она верует в Аллаха и в Последний день, она открыла своё сердце для Божественного руководства, для религии Истины и ощущает сладость покорности Всевышнему, и ей отвратительна сама мысль о грехе и ослушании Господа. Тем более что порывание родственных связей относится к грехам, за которые Всевышний наказывает уже в этом мире, как сказано в хадисе.

А в хадисе-кудси говорится: «Всевышний Аллах сказал: “Я — Аллах, и Я — Милостивый (Ар-Рахман), и Я сотворил родственные связи (рахим), и дал им имя от Своего Имени, и кто станет поддерживать их, с тем Я стану поддерживать связь, а кто порывает их, с тем и Я порву связь”» [Бухари. Адаб].

Аяты и хадисы свидетельствуют о том, что поддерживающий родственные связи счастлив, любим и уважаем и заслуживает милости и довольства Всевышнего, а порывающий родственные связи, напротив, несчастен и презираем. Люди не любят его, и Аллах лишает Его Своей милости, прощения и довольства.


    Интересное на сайте "Женщина в Исламе":