Абу Хурайра передаёт, что Посланник
Аллаха сказал:
«После того как Аллах создал всё
сотворённое, поднялись родственные связи и сказали: “Это — место того, кто
прибегает к Твоей защите от разрыва”. Тогда Аллах спросил: “Удовольствуетесь ли
вы тем, что Я буду поддерживать связь с тем, кто станет поддерживать вас, и
порву связь с тем, кто станет порывать вас?” Они ответили: “Да!”— и Аллах сказал:
“Я дарую это вам!”» После этого Посланник Аллаха сказал: «Прочтите, если желаете: “И может ли случиться так, что если власть будет
принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие на земле и порывать
родственные связи?” » [Бухари;
Муслим].
Многие аяты подчёркивают важность
родственных связей в исламе, побуждают делать добро родственникам и запрещают
обижать их и причинять им зло. Всевышний Аллах сказал: Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и
бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. Сура
4 «Женщины», аят 1
Веления бояться Аллаха и поддерживать
родственные связи в этом аяте следуют друг за другом. Так Всевышний Аллах
подчёркивает важность родственных связей и побуждает поддерживать их и
заботиться о родственниках.
В некоторых аятах веление поддерживать
родственные связи следует за велением поклоняться Аллаху и почитать родителей.
Всевышний сказал: Твой Господь предписал вам не
поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям… Сура
17 «Ночное путешествие», аят 23. А
далее Всевышний говорит: Раздавай должное родственнику, бедняку
и путнику, но не расточай чрезмерно. Сура 17 «Ночное путешествие», аят 26
Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте
Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам,
близким и посторонним соседям, находящимся рядом спутникам, странникам… Сура
4 «Женщины», аят 36 В последнем аяте человеческие отношения
упорядочены по убыванию важности, и родственные связи стоят на третьем месте после
поклонения Всевышнему и почтительного отношения к родителям.
Всевышний Аллах включил поддерживание
родственных связей в число величайших основ и главных принципов ислама, о чём
Пророк известил
людей ещё в самом начале своего призыва. Вспомним, как Ираклий39 спросил Абу Суфьяна: «Что он велит вам
делать?», — имея в виду Пророка. Абу Суфьян сказал: «Он говорит: “Поклоняйтесь
одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь ничему наряду с Ним и отрекитесь от того, что
говорили ваши предки”, — и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть
добродетельными и поддерживать родственные связи» [Бухари;
Муслим].
Очевидно, что Абу Суфьян в своём
кратком ответе упомянул важнейшие отличительные черты ислама. А в длинном
хадисе ‘Амра ибн ‘Абасы, который расспрашивал Пророка о столпах и нормах
ислама, говорится: «Придя к нему, я спросил: “Кто ты?” Он сказал: “Я — пророк”.
Я спросил: “А кто такой пророк?” Он сказал: “Меня
послал Аллах”. Я спросил: “С чем же Он послал тебя?”
Он сказал: “Он послал меня с велением
поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху…”» [Муслим].
Пророк упомянул родственные связи вместе с Единобожием — основой
ислама и начал с них перечисление основных принципов и правил ислама, указав
таким образом на их важность. Мы знаем множество хадисов, которые побуждают
поддерживать родственные связи и угрожают порывающему их суровым наказанием. Абу
Айюб аль-Ансари передаёт, что один человек пришёл к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на дело, которое
приблизило бы меня к Раю и отдалило бы меня от Огня». Пророк ответил: «Ты
должен поклоняться. Одному лишь Аллаху, никого не придавая Ему в сотоварищи,
совершать молитву, выплачивать закят и поддерживать родственные связи» [Бухари;
Муслим].
Пророк упомянул родственные связи
вместе с поклонением Аллаху, Единобожием, молитвой и закятом, а это означает,
что поддерживать родственные связи — одно из великих дел, которые вводят
человека в Рай и спасают его от Огня.
Анас передаёт, что Пророк сказал:
«Кто желает, чтобы его удел был
увеличен, а жизнь — продлена, пусть поддерживает родственные связи» [Бухари;
Муслим]. А Ибн ‘Умар говорил: «Кто боится
Господа и поддерживает родственные связи, жизнь того будет долгой, богатство
его увеличится, а его родственники будут любить его».
Мусульманка понимает, что веление
поддерживать отношения с родственниками обращено ко всем верующим — как к
мужчинам, так и к женщинам, потому что любая обязанность, возложенная Шариатом
на мусульманина вообще, распространяется как на мужчин, так и на женщин, если
только в Шариате нет специальной оговорки. Поэтому мусульманка, стремясь
исполнить веление Всевышнего, поддерживает связь с родственниками. Она общается
с ними, навещает их, звонит им, справляется об их здоровье и делах. Даже если
она очень занята, она всегда находит время для родственников.
Мусульманка стремится следовать прямым
путём, который указал людям Всевышний Аллах, и она знает, что поддерживать
родственные связи — значит увеличить свой удел, продлить себе жизнь и сделать
её благословенной, снискать милость Аллаха и заслужить любовь и уважение людей.
А порывать родственные связи — значит навлечь на себя беды и гнев Всевышнего, а
также ненависть людей, и отдалиться от Рая — вечной Обители счастья.
Посланник Аллаха пригрозил
человеку, который порывает родственные связи: «Не
войдёт в Рай порывающий родственные связи!» [Бухари]. Посланник также сказал: «Поистине, милость Аллаха не ниспосылается людям, среди
которых есть порывающий родственные связи» [Бухари.
Адаб]. А Абу Хурайра говорил собравшимся у
него вечером в четверг: «Я настаиваю, чтобы каждый порывающий родственные связи
встал и покинул нас!» Никто не встал. Он сказал это трижды. После этого один
юноша пришёл к своей тётке по отцу, с которой он перестал общаться два года
назад. Когда он вошёл к ней, она спросила его: «О сын брата моего, что привело
тебя сюда?» Он ответил: «Я слышал, как Абу Хурайра сказал то-то и то-то». Она
сказала: «Возвращайся к нему и спроси его, почему он сказал это». Абу Хурайра
сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, дела сынов Адама представляются в ночь с
четверга на пятницу, и дела того, кто порывает родственные связи, не
принимаются”» [Бухари. Адаб].
Эти аяты и слова Пророка проникают в
глубины сердца мусульманки, которую воспитал ислам, вложивший в неё любовь к
благим делам. Она страшится зла, которым грозит ей порывание родственных
связей. Ведь тот, кто порывает родственные связи, лишается милости Всевышнего,
дела его становятся тщетными, а мольбы остаются без ответа. Поэтому мусульманка
остерегается порывать родственные связи и обижать родственников. Она верует в
Аллаха и в Последний день, она открыла своё сердце для Божественного
руководства, для религии Истины и ощущает сладость покорности Всевышнему, и ей
отвратительна сама мысль о грехе и ослушании Господа. Тем более что порывание
родственных связей относится к грехам, за которые Всевышний наказывает уже в
этом мире, как сказано в хадисе.
А в хадисе-кудси говорится: «Всевышний
Аллах сказал: “Я — Аллах, и Я — Милостивый (Ар-Рахман),
и Я сотворил родственные связи (рахим), и дал им имя от Своего Имени, и кто станет поддерживать их,
с тем Я стану поддерживать связь, а кто порывает их, с тем и Я порву связь”» [Бухари. Адаб].
Аяты и хадисы свидетельствуют о том,
что поддерживающий родственные связи счастлив, любим и уважаем и заслуживает
милости и довольства Всевышнего, а порывающий родственные связи, напротив,
несчастен и презираем. Люди не любят его, и Аллах лишает Его Своей милости,
прощения и довольства.