Мусульманка поддерживает родственные связи, как учит её ислам

Мусульманка, даже если она жена, мать и хозяйка, никогда не забывает о родственниках. Она поддерживает отношения с ними и, несмотря на занятость, выбирает время для того, чтобы навестить их. Следуя заветам ислама, она уделяет наибольшее внимание самым близким родственникам, то есть матери и отцу и далее в соответствии со степенью родства.

Один человек пришёл к Посланнику Аллаха  и спросил: «Кто более всего достоин хорошего обхождения?» Он ответил: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, потом твои ближайшие родственники» [Бухари; Муслим].

Если мусульманка состоятельна и она помогает своимнуждающимся родственникам, её ждёт двойная награда — награда за подаваемую милостыню и награда за поддерживание родственных связей. К тому же родственники любят её за доброту и внимание к ним и обращаются к Всевышнему Аллахус мольбами за неё. Вспомним историю Зайнаб, жены ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда .

Она рассказывает: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка , который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Масуду: “Ты человек бедный, а Посланник Аллаха велел нам подавать милостыню.

Пойди и спроси Посланника Аллаха, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении. Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти средства кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха  сама”. И я отправилась к Пророку, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии…
Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха  и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении.
И не говори ему, кто мы». После этого он вошёл к Посланнику Аллаха и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха спросил:“Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зайнаб”.Посланник Аллаха  спросил: “Какая именно Зайнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха  сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”».
Пророк сказал: «Подаяние неимущему — это только подаяние, а подаяние родственнику — это подаяние и поддерживание родственных связей».

Мать верующих Маймуна бинт аль-Харис освободила рабыню, не спросив позволения Пророка  а когда наступил её день, она сказала: «Известно ли тебе, о Посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?» Он спросил: «Ты так поступила?» Она сказала: «Да». Тогда он сказал: «Если бы ты отдала её братьям своей матери, твоя награда была бы больше»[Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха постоянно напоминал о необходимости оказывать почтение ближайшим родственникам. А когда был ниспослан аят: «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…», — Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха, поистине Всевышний Аллах говорит: “Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…”, — а самым любимым для меня из всего, чем я владею, является Байраха40. Так пусть же она станет милостыней ради Аллаха. Я надеюсь, что она поможет мне обрести благочестие и станет для меня благим запасом у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению”».

Посланник Аллаха сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход41, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким». Абу Тальха сказал: «Я так и поступлю, о Посланник Аллаха», — а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. Эту историю приводят аль-Бухари и Муслим. Посланник Аллаха сказал, предрекая завоевание Египта: «Поистине, вы завоюете Египет, землю, в которой часто упоминают о каратах. Когда завоюете её, хорошо обходитесь с её жителями, ибо, поистине, они имеют право на защиту и состоят с нами в кровном родстве [или же он сказал: они имеют право на защиту и состоят с нами в родстве по женской линии]» [Муслим]. Учёные сказали, толкуя этот хадис: «Что касается кровного родства, то имеется в виду, что Хаджар, мать Исма‘иля, была египтянкой, что же касается родства по женской линии, то подразумевается, что Мария, мать Ибрахима, сына Посланника Аллаха, также была египтянкой».

Как удивителен ислам! Посланник Аллаха  не забыл упомянуть и об этом, очень дальнем родстве, о котором многие мусульмане не помнят и не думают! В то время как многие понимают из веления поддерживать родственные связи, что нужно поддерживать отношения с ближайшими родственниками, хорошо обходиться с ними и делать им добро, Посланник говорит о понятии, которое гораздо шире этих ограниченных представлений. Сколько веков прошло со дня смерти Хаджар, матери Исма‘иля, который был предком курайшитов и Пророка, но он велел чтить и это родство… Хаджар была египтянкой, и из-за этого Пророк  велел своим сподвижникам относиться к жителям Египта как к родственникам и поддерживать родственные связи с ними… А сегодня многие не знаются даже с двоюродной роднёй, не говоря уже о троюродной. Бывают, что родные братья или сёстры не видятся годами и совершенно не интересуются делами друг друга.

 В обществах, далёких от религии Всевышнего и её мудрого учения, в которых люди живут по принципу «каждый сам за себя», это вполне нормальное явление. Мать с сыном живут на одной улице, а видятся только по праздникам… Дочь, живущая в другой стране, приезжает на родину, где живёт её мать, но не находит времени повидаться с ней… Дядя с племянником или тётя с племянницей, однажды потеряв связь друг с другом, не пытаются восстановить её. Они не знают друг о друге ровным счётом ничего, однако не чувствуют угрызений совести… Внук, не интересовавшийся жизнью деда в течение десяти лет, вдруг связывается с ним, но лишь потому, что ему срочно понадобилась помощь, за которой ему не к кому больше обратиться… Дети отправляют старых родителей в дом престарелых и больше не вспоминают об их существовании…

 Подобные примеры можно приводить бесконечно. Ислам строго осуждает подобное отношение к родственникам и велит своим последователям поддерживать родственные связи во что бы то ни стало, даже если это сопряжено с определёнными трудностями и требует времени и даже если родственники неверующие.

Читать также: 


Интересное на сайте "Женщина в Исламе":