Мусульманка осознаёт свою ответственность

Мусульманка понимает, что мать играет главную роль в формировании личности детей, ибо именно она воспитывает их и большую часть времени они проводят с ней. Она знает о них намного больше, чем отец, потому что у неё больше возможностей наблюдать за ними и разговаривать с ними. К тому же мать тонко чувствует душевное состояние ребёнка и сразу замечает, что он расстроен, напуган или ведёт себя не так, как всегда, и знает, как важно следить за ним в подростковый период.

Мусульманка, усвоившая заветы своей религии, понимает, что её предназначение в земной жизни — быть женой и матерью. А роль матери — очень важная и ответственная, и от того, как она справится с ней, зависит судьба её детей и их будущее.

Мусульманка помнит Слова Всевышнего: О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни… Сура 66 «Запрещение», аят 6. И она помнит слова Пророка: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и он несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и он несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и она несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, и он несёт ответственность за свою паству… Каждый из вас — пастырь, и каждый несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Задача матери — дать своим детям хорошее исламское воспитание, привить им благонравие, благородство и достоинства, выправить их характер, вложить в них всё самое лучшее, раскрыть и развить их способности и таланты и помочь им стать настоящими людьми и истинными мусульманами.

Вспомним слова Пророка: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства» [Бухари. Адаб].

Мусульманские учёные сказали: родители, которые, услышав хадис Пророка: «Велите своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и шлёпайте их за [отказ совершать] её, когда им исполнится десять, и разделяйте их постели», — отказываются исполнять его веление, совершают грех и пренебрегают своими родительскими обязанностями, и Всевышний Аллах обязательно спросит с них за это.

Ведь семья — это общество в миниатюре, формирующее мышление, сознание и склонности ребёнка. Дети с готовностью воспринимают всё, чему учат их родители. Ребёнок впитывает увиденное и услышанное словно губка, поэтому родители должны заботиться о том, чтобы ребёнок видел и слышал только благое.

Мусульманка во все времена умела воспитывать своих сыновей настоящими мужчинами. Она вкладывала в них по каплям благо и веру, старательно и терпеливо «лепила» их, как лепят скульптуру из глины, и её усилия щедро вознаграждались: результат превосходил все ожидания. Мы знаем множество великих и благородных людей, отважных героев, выдающихся учёных, которые стали таковыми благодаря своим матерям. Женщины-мусульманки, воспитывая своих детей, не жалели сил, и у великой матери вырастал великий сын.

В истории можно найти множество подтверждений этому. Аз-Зубайр ибн аль-‘Авам обязан своим величием своей матери Сафие бинт ‘Абд-аль-Мутталиб, которая вложила в него своё благородство и передала ему свои многочисленные достоинства. ‘Абдуллах, аль-Мунзир и ‘Урва — сыновья аз-Зубайра — оставили свой след в истории благодаря усилиям их матери — Асмы бинт Абу Бакр.  ‘Али ибн Абу Талиб впитал мудрость и нравственные достоинства с молоком матери — Фатымы бинт Асад. ‘Абдуллах ибн Джа‘фар, который был известен своим благородством, честностью и отвагой, лишился отца в раннем детстве. Однако его мать Асма бинт ‘Умайс отдала много сил его воспитанию, и он вырос достойным человеком. Му‘авия ибн Абу Суфьян унаследовал силу личности и блестящий ум скорее не от отца, а от матери — Хинд бинт ‘Утбы. Ещё в детстве окружающие стали замечать его сообразительность и благородство, и когда кто-то сказал Хинд: «Если он проживёт достаточно долго, он станет господином своего народа и возглавит его!» — она сказала: «Да лишусь я его, если он станет господином только своего народа!»

А Му‘авия не смог передать своему сыну и преемнику Язиду свой ум, дальновидность и мудрость в политике в том числе и потому, что его матерью была бедуинка, на которой Му‘авия женился из-за её красоты и из-за знатности её рода и племени, к которому она принадлежала. Брат Му‘авии Язид ибн Абу Суфьян, который был эталоном сообразительности, смышлёности, проницательности и дальновидности, также не смог передать свои достоинства сыну ‘Убайдуллаху, и он вырос глупым и неуклюжим заикой, поскольку его матерью была персиянка Марджана, которая оказалась не способна воспитать великого человека.

История увековечила память двух великих мужчин из бану Умайя. Один был известен своей мудростью, силой, острым умом и решимостью, а второй — справедливостью, праведностью, богобоязненностью и любовью к добру. Первого звали ‘Абд-аль-Малик ибн Марван. Его матерью была ‘Аиша бинт аль-Мугира ибн Абу аль-‘Ас ибн Умайя, известная силой личности, решительностью и чистосердечием. А второго звали ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз , пятый праведный халиф мусульман. Его матерью была Умм ‘Асым бинт ‘Асым ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, которая была достойнейшей женщиной своего времени, а её матерью была праведная и богобоязненная женщина, на которой ‘Умар женил своего сына. ‘Умар услышал, как она отказывается разбавлять водой молоко, предназначенное для продажи, опасаясь, что Аллах накажет её за это, и ему понравилась её честность и искренность.

Если же мы обратим взор в сторону Андалусии, то увидим другого великого человека, пылкого, с блестящим умом. Это повелитель верующих ‘Абд-ар-Рахман ан-Насыр, который был сиротой, но, возмужав, создал государство в Магрибе, перед которым склонились правители Европы. Он превратил Андалусию в университет, в котором собрались учёные и философы разных народов. Его государство было важной составляющей мировой исламской цивилизации. А если мы попытаемся раскрыть тайну величия этого человека, мы обнаружим, что его вырастила и воспитала великая женщина.

А в эпоху ‘Аббасидов жили две великие женщины, которые вырастили великих сыновей. Одна из них — мать Джа‘фара ибн Яхьи, визиря Харуна ар-Рашида. А вторая — мать имама аш-Шафи‘и, отец которого умер, когда аш-Шафи‘и был грудным младенцем, и его воспитала мать. В истории много подобных примеров. Сколько мы знаем мусульманок, которые не просто вырастили своих сыновей хорошими людьми, но сделали их великими!

Читать также: 



Интересное на сайте "Женщина в Исламе":