Мусульманка заботится о своём разуме и приобретает знания

Мусульманка заботится о своём разуме не меньше, чем о теле. В старые времена сказал поэт Зухайр ибн Абу Сальма:
Язык и сердце — половинки человека,
Без них же он всего лишь плоть и кровь…

Трудно не согласиться с этим. Человек действительно всецело зависит от своего языка и сердца (сознания, мышления, разума). Поэтому разум необходимо обеспечивать полезным знанием и развивать его посредством изучения различных наук.

В исламе женщина, подобно мужчине, обязана приобретать полезные знания. Она помнит Слова Всевышнего: «…и говори: “Господи! Приумножь мои знания”» (сура 20 «Та Ха», аят 114) и слова Пророка: «Поиск знания — обязанность каждого мусульманина» [Ибн Маджа]. И она знает, что веления, содержащиеся в Коране и Сунне, касаются и мужчин, и женщин.

Мусульманка поняла важность и ценность знания ещё в те дни, когда ислам только появился. Женщина из числа ансаров как-то сказала Посланнику Аллаха: «Назначь нам день, в который мы могли бы учиться у тебя, потому что мужчины занимают всё твоё время и нам ничего не остаётся». Он сказал ей: «Собирайтесь в доме такой-то» — и в назначенное время он приходил к ним, наставлял их, напоминал им и учил их [Бухари].

Женщина-мусульманка всегда стремилась к знаниям, и она не стеснялась задавать вопросы о религии, потому-что она спрашивала об истине, а Аллах не стыдится истины. Во многих хадисах упоминаются вопросы, которые задавали Посланнику Аллаха  первые верующие женщины. Эти вопросы свидетельствуют о смелости мусульманки тех времён, зрелости её личности, её выдающемся уме и проницательности.

‘Аиша сказала: «Асма бинт Язид ибн ас-Сакан задала Пророку  вопрос о полном омовении после месячных, и он объяснил ей, как это следует делать, сказав: “Одна из вас
должна взять воду и сидр [ююбу] и тщательно очиститься, потом облиться водой, а потом взять кусок шерсти, пропитанной мускусом, и очищаться этим”. Асма спросила:
“Как же следует очищаться этим?” Он сказал: “Преславен Аллах! Очищайся!” Тогда я привлекла её к себе и сказала: “Протирай этим те места, где остались следы крови”» [Бухари].

Сообщается, что Умм Саляма сказала: «Однажды Умм Сулейм пришла к Посланнику Аллаха и сказала: “О Посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится [говорить] истину… Следует ли женщине совершить полное омовение, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной, и у неё случится поллюция?” Пророк  ответил: “Да, если после пробуждения она увидит выделения”. Умм Саляма прикрыла лицо и спросила: “О Посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции?” Пророк  сказал: “Что за вопрос, конечно! А почему же ещё сын становится похожим на мать?”» [Бухари].

Женщины-сподвижницы не стеснялись задавать вопросы Посланнику Аллаха, когда желали узнать постановление Шариата в том или ином вопросе, особенно если они уже обращались к кому-то с таким вопросом и ответ показался им неубедительным. Это видно на примере поступка сподвижницы по имени Субая бинт аль-Харис аль-Аслямия. Она была женой Са‘да ибн Хаули из бану ‘Амир ибн Люай. Он принимал участие в битве при Бадре и умер во время прощального хаджа. Она в это время была беременна и родила почти сразу после его кончины. Очистившись от послеродового кровотечения, она приготовилась встречать женихов. Тогда к ней пришёл Абу ас-Санабиль из бану ‘Абд-ад-дар и сказал: «Я вижу, ты приготовилась встречать женихов и собираешься выйти замуж…Но ты не имеешь права выходить замуж, пока не пройдёт четыре месяца и десять дней со дня смерти твоего мужа!» Субая сказала: «Когда он сказал мне это, я тем же вечером оделась и пошла к Посланнику Аллаха. Я спросила его об этом, и он сказал, что моя ‘идда закончилась с рождением ребёнка, и велел мне выходить замуж, если я этого хочу» [Бухари].

Поскольку дело касалось религии, Субая не удовольствовалась словами одного человека, а пошла к тому, кто лучше всех знал Шариат Всевышнего, — к Посланнику Аллаха. Её упорство и настойчивость принесли пользу и обернулись благом не только для неё самой, но и для остальных мусульман, потому что переданный ею хадис приняло великое множество мусульманских учёных, в том числе имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбаль. Они сказали: ‘идда беременной, муж которой умер, заканчивается с рождением ребёнка, и даже если женщина родила сразу после смерти мужа и даже до того, как его тело омыли, её ‘идда заканчивается, и с этого мгновения она имеет право выходить замуж.
Какую огромную службу сослужила Субая учёным мусульманской общины, стремясь уточнить постановление Шариата в своём вопросе!

Во времена Посланника  и в последующие века было много женщин-мусульманок, которые успешно исполняли  обязанность приобретать полезное знание. Мусульманка и сегодня понимает, насколько важно знание для неё самой, её детей, семьи и общества, поэтому она не упускает возможность узнать что-нибудь новое в области религии и мирских дел.

Читать также: 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":