Мусульманка поддерживает своего мужа и встает на его защиту

Таков закон земной жизни, установленный Всевышним: мужчина и женщина должны вместе преображать землю и поддерживать на ней жизнь. При этом мужчина не может обойтись без женщины, а женщина не может обойтись без мужчины. Поэтому ислам побуждает мужчину и женщину помогать друг другу, и Посланник Аллаха, помогая своим жёнам в домашней работе до самого выхода на молитву, подал всем верующим мужчинам прекрасный пример.

В прошлые века мужчина помогал женщине в её работе, а женщина, в свою очередь, помогала мужчине советом и поддерживала его словом и делом. Исламская история сохранила для нас множество случаев, когда женщины-мусульманки участвовали в военных походах и сражениях вместе с мужчинами. Они не только поили воинов, поднимали их боевой дух и перевязывали раненых, но и сражались. Находились отважные женщины, которые не двигались со своего места и стояли насмерть, в то время как доблестные воины, дрогнув, бежали без оглядки с поля боя.

Если женщины подвергали свою жизнь опасности, сопровождая мужчин в военных походах, то будет естественным предположить, что и в мирной жизни они помогали мужьям, отцам, братьям и сыновьям, давали мудрые советы, успокаивали в трудную минуту, утешали, направляли, подсказывали, поддерживали…

Многие великие мужчины, имена которых остались в исламской истории, постоянно советовались со своими жёнами и следовали их советам. Первым из таких мужчин был Посланник Аллаха. Он часто следовал советам Хадиджи, а после её кончины — советам ‘Аиши, Умм Салямы и других жён. ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр следовал советам своей матери Асмы, аль-Валид ибн ‘Абд-аль-Малик советовался со своей женой Умм аль-Банин бинт ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Марван, а ар-Рашид — со своей женой Зубайдой… Можно привести множество подобных примеров.

Мусульманка всегда понимала, какая огромная ответственность возложена на неё Всевышним, и старалась быть хорошей женой. Она заботилась о муже, стремилась доставить ему радость и вселить покой в его душу. Она ободряла его, старалась, чтобы он всегда находился в хорошем расположении духа, и помогала ему выполнять его миссию в земной жизни. Она, не колеблясь, вставала на его сторону, поддерживала его, давала совет, поощряла к действию и утешала.

Первая мусульманка — Хадиджа бинт Хувайлид — являла собой прекрасный пример женщины, которая принимает активное участие в жизни мужа и оказывает на неё существенное влияние. Когда к Пророку  пришло первое Откровение и он вернулся домой дрожащим от страха, Хадиджа поспешила успокоить его и постаралась вернуть ему уверенность в себе. ‘Аиша передаёт: «Ниспослание откровений Посланнику Аллаха началось с правдивого сна. Все сны, которые он видел, были подобны утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира. Там он поклонялся Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой необходимые припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что нужно, для нового уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” Он ответил: “Я не умею читать!”» Пророк сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай! во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь Господь твой — Великодушный…” » ‘Аиша сказала: «И Посланник Аллаха вернулся, дрожа от страха. Он вошёл к Хадидже бинт Хувайлид и воскликнул: “Укройте меня, укройте меня!” — и его укрыли. Немного успокоившись, он сказал: “О Хадиджа! Что со мной такое?!” И он рассказал ей обо всём и сказал: “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, говоришь только правду, несёшь бремя помощи бедным и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды!” После этого Хадиджа отвела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн ‘Абд-аль-‘Уззе, который принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев, выписывал из Евангелия по-арабски то, что было угодно Аллаху. К тому времени он уже стал глубоким старцем и ослеп. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” И Посланник Аллаха рассказал ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!”
Посланник Аллаха спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни пришёл человек с тем, с чем пришёл ты, с ним обязательно враждовали. Но если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу!”» [Бухари; Муслим].

Эта история ясно указывает на благородство супруги Пророка, её мудрость,  дальновидность, бесстрашие, умение владеть собой и силу её личности. Ей были известны многочисленные достоинства Мухаммада, его честность, скромность, нравственная чистота и безупречность его репутации, и она твёрдо верила: такого человека, как он, Аллах никогда не оставит без помощи и не предаст позору, и его не коснётся зло.

 Когда произошло это удивительное событие, изменившее их жизнь, Хадиджа поняла, что они стоят на пороге чего-то поистине великого и крайне важного и что Всевышний Аллах избрал её мужа для великих деяний. И она сказала ему: «Радуйся, о сын дяди моего, и будь стойким… Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Хадиджи, я думаю, что тебе суждено стать пророком этой общины!» Затем она отвела его к Вараке, и тот объяснил Мухаммаду, что же на самом деле произошло с ним в пещере.

Первая из матерей верующих Хадиджа была для Посланника  верным помощником, поддержкой и опорой. Она стала первой из тех, кто уверовал, поддерживала Посланника  и помогала ему перенести тяжёлые испытания, которые выпали на его долю на заре ислама. Как преданная супруга, она прошла вместе с ним огонь и воду, когда озлобленные язычники обрушились на последователей новой религии.

Ибн Хишам пишет: «Хадиджа бинт Хувайлид уверовала в то, что пришло к нему от Аллаха. Она стала первым человеком, уверовавшим в Аллаха и Его Посланника, и Всевышний Аллах сделал её верной помощницей для Своего Пророка. Окружающие насмехались и издевались над ним. Люди оскорбляли его и обвиняли во лжи, однако по воле Всевышнего Пророк, возвращаясь домой, находил у Хадиджи утешение и поддержку. Он видел, что она верит в него, и забывал об обидах, причиняемых людьми… Да помилует её Всевышний Аллах!» Стоит ли удивляться тому, что она заслужила великую награду и довольство Всевышнего и два Его посланника — Джибриль  и Мухаммад  передали ей приветствие от Него и радостную весть о приготовленном для неё доме в Раю?

Мусульманка — истинная раба Всевышнего — привыкла считать, что с тех пор, как она и её избранник заключили благословенный союз, сочетавшись браком, они стали одним целым. Неважно, что когда-то они были чужими и не знали друг друга. Теперь они — одно…

Мусульманка всегда думает о том, как помочь мужу и принести ему пользу, поэтому она готова дать ему совет, как только увидит, что он нуждается в советчике. Этим она оказывает ему огромную услугу, особенно если учесть, что она всегда рядом с ним и ему не приходится далеко ходить за советом и помощью.

Давайте перенесёмся в то время, когда был заключён мирный договор в Худайбии, и посмотрим, как мать верующих Умм Саляма продемонстрировала мудрость, проницательность, острый ум и решительность. В шестом году хиджры Умм Саляма сопровождала Посланника, который вместе со своими сподвижниками отправился в Мекку, чтобы совершить ‘умру. Однако курайшиты преградили мусульманам путь к Заповедному Дому Аллаха. Переговоры закончились заключением мирного договора между Посланником  и курайшитами. Согласно этому договору, язычники и мусульмане должны были воздерживаться от военных действий в течение десяти лет. Одним из условий договора было обязательство уммы выдавать курайшитам всех мусульман, которые придут от курайшитов. Они же не были обязаны возвращать Пророку мусульман, которые придут к ним. Курайшиты поставили ещё одно условие: в этом году мусульмане должны были возвратиться в Медину, не совершив ‘умру.

Посланник Аллаха, ведомый Господом, понимал, что этот договор, который казался несправедливым по отношению к мусульманам, в действительности был огромным благом для них и для ислама и приносил несомненную выгоду верующим.

Однако сподвижники увидели в этом договоре лишь унижение и ущемление своих прав, после того как Аллах возвысил их, и не смогли сдержать нахлынувших чувств. Общее недовольство выразил ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Он подошёл к Абу Бакру и спросил его: «Разве он не Посланник Аллаха?» Абу Бакр ответил: «Да, он Посланник Аллаха». Тогда ‘Умар спросил: «Разве мы не мусульмане?» Абу Бакр ответил: «Да, мы мусульмане». ‘Умар не унимался: «Разве они не многобожники?» Абу Бакр сказал: «Да, они многобожники». Тогда ‘Умар воскликнул: «Тогда почему же мы позволяем принижать нашу религию?!» Абу Бакр предостерёг его, сказав: «О ‘Умар! Исполняй его веление! Поистине, я свидетельствую, что он Посланник Аллаха». ‘Умар сказал: «И я свидетельствую, что он Посланник Аллаха». После этого ‘Умар отправился к Посланнику Аллаха и сказал ему то же самое, что и Абу Бакру. Когда он спросил: «Тогда почему же мы позволяем принижать нашу религию?!» — Посланник ответил ему: «Я — раб Аллаха и Его Посланник, и я не нарушаю Его веления, и Он не оставит меня». Услышав это, ‘Умар понял, что был неправ, когда начал возражать против действий Посланника Аллаха, ведомого Самим Всевышним. ‘Умар сказал: «С тех пор я не переставал раздавать милостыню, поститься, молиться и освобождать рабов во искупление своего греха до тех пор, пока у меня не появилась надежда, что мне уже удалось загладить свою вину».

После заключения договора Посланник Аллаха велел своим сподвижникам зарезать жертвенный скот и обрить головы, однако никто из них не поднялся с места. Он повторил
своё веление трижды, но люди так и остались сидеть. Тогда Посланник Аллаха  зашёл к своей жене Умм Саляме и рассказал ей о том, как повели себя люди. Проницательная и сообразительная женщина сказала ему: «О Посланник Аллаха, выйди к ним и не говори ни с одним из них до тех пор, пока не зарежешь свой скот и не обреешь голову». Посланник последовал её совету, и сподвижники, увидев, что он режет скот, поспешили последовать его примеру и принялись обривать друг другу головы. Их охватило такое раскаяние, что лезвия дрожали в их руках, и они едва не порезали друг друга. После этого мусульмане словно очнулись. К ним вернулось спокойствие и благоразумие, и они оценили дальновидность Посланника Аллаха. Они наконец-то поняли, что заключённый Пророком договор на самом деле был блистательным успехом мусульман и победой, дарованной им Всевышним, ибо после заключения этого договора число мусульман заметно увеличилось.

 В «Сахихе» Муслима упоминается о ниспослании слов Всевышнего: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу». Под победой подразумевался заключённый в Худайбии мирный договор, и когда этот аят был ниспослан, Пророк  велел привести ‘Умара и прочитал ему этот аят. ‘Умар сказал: «О Посланник Аллаха! Это действительно победа?» Посланник ответил: «Да». Услышав это, ‘Умар успокоился, и обрадовался, и вернулся к себе в хорошем расположении духа.

Читать также: 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":