Мусульманка слушается мужа и уважает его

Мусульманка покорна мужу в том, что не является ослушанием Аллаха. Она уважает его, заботится о том, чтобы он был доволен ею, и старается доставить ему радость. Если он беден, она не жалуется на недостаток средств и продолжает усердно выполнять домашнюю работу, помня о том, что многие великие женщины, вошедшие в историю, были образцом терпения, благодеяния, благородства и самоотверженно служили мужу и своему дому, несмотря на бедность мужей и суровые условия жизни.

 Во главе этих женщин можно поставить Фатыму, дочь Посланника Аллаха  и жену ‘Али ибн Абу Талиба. Она жаловалась на то, что от ручной мельницы у неё болят руки, и однажды её муж ‘Али сказал ей: «Твоему отцу привели пленных. Пойди, посмотри, может, найдёшь служанку, которая будет помогать тебе». Она пошла к отцу, однако стыдливость помешала ей признаться, ради чего она пришла. Тогда ‘Али сам пришёл к нему и попросил дать ему слугу для его любимой дочери. Однако Посланник Аллаха  не мог удовлетворить его просьбу, обделив бедных мусульман, поэтому он пришёл к ним и сказал: «Не научить ли вас лучшему, чем то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова “Слава Аллаху” и “Хвала Аллаху” по тридцать три раза, а слова “Аллах велик” тридцать четыре раза, и это будет для вас лучше, чем слуга». ‘Али сказал: «Клянусь Аллахом, я не оставлял эти слова с тех пор, как Посланник научил меня им». Один из его сподвижников спросил: «Даже в ночь битвы при Сыффине?» ‘Али сказал: «Даже в ночь битвы при Сыффине» [Бухари].

Ещё один яркий пример — Асма, дочь Абу Бакра асСыддика и жена аз-Зубайра. Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме его коня. Я задавала корм его коню и ухаживала за ним, размельчала финиковые косточки для его верблюда  и кормила его, черпала воду, зашивала [кожаную] бадью для воды. И я замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пеклидля нас мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами, и я носила на голове финиковые косточки с земли, которую Посланник Аллаха  выделил аз-Зубайру. Она находилась на расстоянии двух третей фарсаха от моего дома. Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха , которого сопровождали несколько человек из числа ансаров. Пророк  подозвал меня и сказал верблюду: “Их, их!” — желая посадить меня в седло. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых мужчин. Посланник Аллаха  понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз-Зубайру и сказала: “Когда я несла на голове финиковые косточки, мне повстречался Посланник Аллаха с группой своих сподвижников. Он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности”. Аз-Зубайр сказал: “Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки и он увидел это, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы поехать с ним!” И я продолжала работать так, пока впоследствии Абу Бакр не прислал мне слугу, чтобы он вместо меня присматривал за конём, и, сделав это, он как будто отпустил меня на свободу» [Бухари].

Сподвижники и их последователи передавали наставления Посланника Аллаха  из поколения в поколение. Каждой девушке перед свадьбой давали наставление, наказывая соблюдать права мужа, слушаться его и заботиться о нём, и каждая мусульманка знала свои обязанности. Во все века мусульманку отличала покорность мужу, забота о его де-
лах и стремление поддерживать хорошие отношения с ним. Наглядным примером может служить история, приведённая Ибн аль-Джаузи в книге «Шариатские установления от-
носительно женщин = Ахкам ан-ниса’». Праведный человек по имени Шу‘айб ибн Харб, живший во втором веке хиджры и много времени уделявший посту и молитве, посватал-
ся к женщине и скромно сказал ей: «У меня скверный нрав». А женщина, которая была смышлёной и сообразительной, сказала в ответ: «Нрав того, кто делает твой нрав скверным, ещё сквернее». Услышав это, он понял, что перед ним умная и понимающая жизнь женщина. Он сказал: «Значит, ты станешь моей женой».

Эта женщина хорошо понимала природу взаимоотношений мужа и жены и сказала посватавшемуся к ней мужчине, что женщина, сумевшая хорошо изучить характер мужа и его привычки и знающая, что он любит, а что вызывает у него недовольство, способна завоевать его сердце и добиться его восхищения и уважения. А женщина, которая не понимает этих истин, не может рассчитывать на успех в семейной жизни. Вполне возможно, что своим небрежным отношением, невежеством и глупостью она даже благонравного мужа превратит в раздражительного, резкого и грубого человека…

Благоразумная, сознательная мусульманка никогда не станет вести себя подобным образом. Как раз напротив — она старается помочь мужу изменить дурные черты его характера и смягчить его нрав, понимая, что это не только в его, но и в её интересах. Она действует мудро и продуманно, старается найти к нему особый подход и в то же время безупречно исполняет свои обязанности. Для неё забота о муже и хорошие отношения с ним — не часть этикета, которую необходимо демонстрировать на людях, а неотъемлемая часть религии. Она знает, что Аллах спросит её, насколько хорошо она исполняла свои обязанности перед мужем, и за хорошее отношение к мужу её ожидает вознаграждение, а за пренебрежительное — наказание.

Мусульманка послушна мужу и старается исполнять его желания, связанные с их личными отношениями, пищей, одеждой, общением и другими составляющими повседневной супружеской жизни. Чем больше желаний мужа она исполняет, тем безоблачнее семейная жизнь, и тем больше радости приносит супругам ежедневное общение и совместное времяпрепровождение, и тем ближе это к идеальной модели семейной жизни, созданной исламом.

Мусульманка ни на минуту не забывает о том, что покорность мужу помогает женщине войти в Рай, как сказано в хадисе: «Женщине, которая совершала пять обязательных молитв, постилась в месяц [рамадан], слушалась мужа и оберегала своё лоно от запретного, будет сказано: “Войди в Рай через те врата, через которые пожелаешь”» [Табарани].

Поскольку брак в исламе предписан для того, чтобы уберечь мужчину и женщину от прелюбодеяния, женщина обязана прийти, если муж желает её, а не выдумывать разные предлоги для того, чтобы ускользнуть от него. Поэтому в Сунне мы находим такие хадисы: «Если мужчина позвал жену на ложе, она должна прийти к нему, даже если в это время она сидит в седле» [Баззар]; «Если мужчина позвал жену для удовлетворения своего желания, она должна прийти к нему, даже если в это время она стоит у печи» [Тирмизи].

Уберечь мужа от искушений, избавить его от мыслей о прелюбодеянии и от желания смотреть на других женщин для женщины-мусульманки важнее любой работы. Ислам стремится к тому, чтобы жизнь супругов была счастливой и безоблачной и её ничто не омрачало. А для того чтобы уберечься от обольщений и стремления к запретному, мужчина должен удовлетворять свою естественную потребность дозволенным способом. Посланник Аллаха  сказал: «Если один из вас увидит женщину, которая понравится ему и западёт ему в душу, пусть пойдёт к своей жене и вступит с ней в половую близость. Это избавит его от наваждения» [Муслим].

Женщина, муж которой недоволен ею, добровольно подвергает себя огромной опасности и навлекает на себя наказание, от которого содрогается сердце каждой верующей, которая готовится к Судному дню и боится расчёта. Её молитва не будет приниматься, и ни одно из её благих дел не достигнет небес, пока муж не будет доволен ею.

Если женщина подаст милостыню из денег мужа в его отсутствие, зная, что он не одобрил бы её поступок, она не только не получает никакой награды, но и берёт на душу грех.  Однако она имеет право пожертвовать что-то из его имущества, если знает, что он одобрил бы её поступок. Если подобные вопросы не урегулированы, в семье не будет взаимопонимания и гармонии, потому что супруги будут невольно обижать друг друга и причинять друг другу ненужное беспокойство. Если муж скупой и отказывает жене в необходимом, она имеет право расходовать его деньги на себя и детей и брать столько, сколько достаточно семье.


Всевышний Аллах оказал мусульманке огромную честь, вверив ей дела её мужа и поручив ей заботиться о нём, а также сделав её отрадой глаз его и украшением его жизни. ‘Аиша — прекрасный пример для всех верующих женщин. Она сопровождала Посланника в хадже и окружала его заботой. Она умащала его благовониями перед его облачением в ихрам и после того, как он вышел из состояния ихрама перед обходом вокруг Ка‘бы, своей рукой, выбирая наилучшие благовония. Об этом упоминается в нескольких достоверных хадисах.

История сохранила для нас наставления некоторых матерей своим сосватанным дочерям. Среди них — наставление мудрой, проницательной и красноречивой женщины по имени
Умама бинт аль-Харис. ‘Абд-аль-Малик ибн Умайр аль-Кураши передаёт: «‘Ауф ибн Мухаллим, который во времена невежества был одним из влиятельных арабских лидеров, выдал свою дочь Умм Ияс за аль-Хариса ибн ‘Амра аль-Кинди. Когда невесту одели и приготовили, чтобы отвести к жениху, к ней зашла её мать Умама, чтобы дать ей наставление. Она сказала: “Дочка! Если благовоспитанность и благородное происхождение избавляют от потребности в наставлениях, то в первую очередь это относится к тебе. Однако наставление — напоминание для небрежного и легкомысленного и помощь разумному. Дочка! Если бы женщина могла обойтись без мужа благодаря богатству своего отца, то к тебе это относилось бы в первую очередь. Однако женщины созданы для мужчин, а мужчины — для женщин.
Дочка! Ты выходишь из привычной атмосферы и покидаешь гнездо, в котором выросла, и отправляешься в незнакомое место, к спутнику, к которому ты ещё не привыкла. Взяв тебя в жёны, он стал твоим господином. Однако если ты будешь ему покорной рабыней, он станет твоим покорным рабом…У тебя должно быть десять качеств, о которых я сейчас скажу тебе. Они должны стать твоим благим запасом. Не забывай же о них!
Во-первых и во-вторых. Живи с ним, довольствуясь тем, что имеешь, и слушайся его, проявляя покорность. Довольство тем, что имеешь, — отдохновение сердца, а послушание и покорность мужу — довольство Господа.
В-третьих и в-четвёртых, береги его обоняние и его взор. Пусть при взгляде на тебя он не увидит ничего отталкивающего и отвратительного, и пусть он всегда ощущает приятный запах, исходящий от тебя. Сурьма — лучшее из украшений, а вода — лучшее благовоние, когда нет благовоний.
В-пятых и в-шестых, заботься о том, чтобы он вовремя ел и спокойно спал, потому что голод делает человека агрессивным, а недостаток сна вызывает гнев.
В-седьмых и в-восьмых, заботься о его детях, родных и всех, кто ему дорог, и береги его имущество, ибо сохранение имущества — хороший расчёт, а забота о семье и всех, кто для него знaчим, — мудрое управление.
В-девятых и в-десятых, не разглашай его тайны и не ослушивайся его велений. Если ты станешь разглашать его тайны, то и он может поступить с тобой вероломно. А если ты будешь ослушиваться его велений, ты навлечёшь на себя его гнев.
Дочка! Остерегайся беспечной радости, когда он не в духе или опечален, и не представай перед ним хмурой и озабоченной, когда он радуется. Первое — небрежность, а второе расстраивает и вызывает досаду. Возвеличивай его, как только можешь, и он будет почитать тебя, как только может. Соглашайся с ним и избегай противоречия, и ваша жизнь будет благополучной. И знай, дочка, что ты не добьёшься от него того, чего желаешь, до тех пор, пока его довольство не будет для тебя превыше твоего, и его желания — превыше твоих и важнее того, что ты любишь и что тебе не нравится. Да дарует Аллах тебе благо и да сохранит Он тебя!”»
После этого невесту отвезли к жениху, и он почтил её и отвёл ей достойное место, и она родила ему сыновей, которые стали правителями и правили после него. Это наставление, данное одной из невест полторы тысячи лет назад, не менее актуально и сегодня, и его полезно прочитать и усвоить любой девушке, готовящейся к замужеству.

Мусульманка соблюдает права мужа и слушается его, даже если она богата. Осознание финансовой независимости от мужа не мешает ей образцово исполнять обязанности жены. Какой бы состоятельной она ни была, она не забывает благодарить Аллаха за Его бесчисленные милости и щедро раздаёт милостыню. Она старается расходовать в первую очередь на мужа, если он беден. Поступая так, мусульманка стремится получить двойную награду — награду за поданную милостыню и награду за поддержание родственных связей.
Зайнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка , который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Ты человек бедный, а Посланник Аллаха  велел нам подавать милостыню. Пойди и спроси Посланника Аллаха, послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха сама”. И я отправилась к Пророку, и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии…

 Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы». После этого он вошёл к Посланнику Аллаха и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зайнаб”. Посланник Аллаха  спросил: “Какая именно Зайнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Да, и ей готованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за ми-
лостыню”» [Бухари; Муслим].

А в другой версии этого хадиса, приводимой у аль-Бухари, говорится: «Твой муж и твои дети больше заслуживают твоей милостыни, чем кто-либо другой». Мусульманка благодарит Всевышнего в радости и проявляет терпение в горе. К тому же она помнит предостережение Пророка , который сказал, что большинство обитателей Огня составят женщины, и просит Всевышнего о том, чтобы ей не оказаться в их числе. Посланник Аллаха сказал: “О женщины, подавайте милостыню, ибо, поистине, я видел, что вы составляете собой большинство обитателей Ада!”Они спросили: “Почему же, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Вы часто проклинаете людей и проявляете неблагодарность по отношению к своим мужьям”» [Бухари; Муслим]. А в другой версии говорится: «Они неблагодарны по отношению к мужьям и не благодарят за добро, которое им делают. Если ты очень долго станешь делать такой женщине добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь такое, что ей не понравится, она говорит: “Я никогда не видела от тебя добра!”» [Бухари]. А в версии Ахмада сказано: «Один человек спросил:“О Посланник Аллаха, но разве они не наши матери, сёстрыи жёны?” Он сказал: “Да, это так. Однако они не благодарят за дарованное им и не проявляют терпения, когда их постигает горе”» [Бухари].

Эти хадисы не могут оставить мусульманку равнодушной, и она старается избегать неблагодарности и непослушания в супружеской жизни и никого не проклинает. Она старается быть признательной, благодарной и терпеливой и раздаёт милостыню, надеясь, что это поможет ей избежать страшной участи, ожидающей большинство женщин.

Мусульманка подаёт другим пример уважительного и почтительного отношения к мужу, признания его заслуг и соблюдения его прав. История сохранила для нас немало примеров того, как мусульманки уважали своих мужей, ценили их и признавали их достоинства и заслуги.

Одна из великих женщин ислама, Асма бинт ‘Умайс, совершившая переселение вместе с остальными, показала многим поколениям мусульман достойный пример уважения к мужу. Она была женой Джа‘фара ибн Абу Талиба, а после его гибели стала женой Абу Бакра ас-Сыддика. После кончины Абу Бакра она вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба. Однажды два её сына — Мухаммад ибн Джа‘фар и Мухаммад ибн Абу Бакр — начали хвастаться друг перед другом, и каждый из них говорил другому: «Я лучше тебя! Мой отец лучше твоего!» Услышав это, ‘Али сказал ей: «Рассуди их, о Асма!» Она сказала: «Я не видела молодого человека лучше, чем Джа‘фар, и я не видела зрелого человека лучше, чем Абу Бакр». ‘Али сказал: «Ты ничего не оставила нам… Однако если бы ты ответила по-другому, я возненавидел бы тебя». Тогда Асма сказала: «Поистине, лучше всех трое, среди которых ты — в наименьшей степени».

Следует оценить по достоинству острый ум, мудрость и сообразительность этой женщины. Она отдала должное каждому из своих прежних мужей, а потом сделала так, чтобы и ‘Али остался довольным, включив всех троих в число наилучших мужчин.

Читать также: 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":