Мусульманка остерегается лицемерия

Мусульманка держится естественно. Она вежлива и воспитана, однако в то же время честна и прямолинейна. Она не боится сказать правду, когда в этом есть необходимость. Она избегает запретного лицемерия, лести, заискивания и лживых похвал, потому что чувство собственного достоинства и глубокая вера во Всевышнего не позволяют ей опускаться до лжи и притворства.

Посланник Аллаха научил верующих, как нужно вести себя с людьми и как правильно реагировать на лесть и преувеличенные восхваления. Однажды к Пророку прибыла делегация бану ‘Амир, члены которой принялись восхвалять его, говоря: «Ты — наш господин!» Он же сказал в ответ: «Господин — это Всевышний Аллах». Они сказали: «Ты — лучший из нас и самый достойный!» Он сказал: «Говорите то, что говорите, или часть того, что говорите, но не позволяйте Шайтану использовать вас. Поистине, я не желаю, чтобы вы возносили меня выше того места, которое отвёл мне Всевышний Аллах. Я — Мухаммад ибн ‘Абдуллах, раб Аллаха и Его Посланник». Перед смертью Пророк предостерёг людей, сказав: «Не превозносите меня так, как христиане превознесли сына Марьям. Поистине, я — раб Аллаха, так говорите же: раб Аллаха и Его Посланник» [Бухари].

Мухаммад был предводителем посланников и лучшим из людей, однако он запретил восхвалять и превозносить себя, потому что привычка льстить, хвалить и заискивать часто приводит человека к лицемерию. К тому же ислам приветствует скромность, честность, искренность и естественность, а лесть чаще всего исходит от неискреннего человека, завистника и корыстолюбца. По этой же причине Посланник Аллаха запретил хвалить человека в лицо — чтобы хвалящий не впал в лицемерие, а хвалимый не возгордился и не превратился в самовлюблённого эгоиста и хвастуна.

Абу Бакра сказал: «Как-то раз один человек стал хвалить другого в присутствии Пророка и Пророк воскликнул: “Горе тебе, ты перерезал горло своему брату, ты перерезал горло своему брату!” Он повторил эти слова несколько раз, а потом сказал: “Пусть тот из вас, кто будет хвалить своего брата, скажет: ‹Я считаю такого-то таким-то, правду же о нём знает только Аллах, и я никого не восхваляю и не обеляю пред Аллахом, а только считаю его таким-то и таким то›, — если он действительно уверен в том, чтό говорито нём”» [Бухари; Муслим].

Если верующий хвалит своего брата по вере, он должен говорить о нём только правду, а не приписывать ему достоинства, которыми тот в действительности не обладает. И он должен избегать преувеличения. Достаточно засвидетельствовать, что такой-то обладает такими-то достоинствами и совершает такие-то благие дела, вместо того чтобы слагать о нём неправдоподобно звучащие хвалебные оды, ибо этим он открывает путь лицемерию, лжи, неискренности и корысти, а их не должно быть в мусульманской общине.

Однажды Михджан аль-Аслями сидел вместе с Посланником Аллаха в мечети. Посланник Аллаха увидел одного человека, который молился, совершая поясные и земные поклоны. Он спросил: «Кто это?» Михджан в ответ принялся хвалить этого человека, говоря: «Это такой-то и такой-то…» Тогда Посланник Аллаха сказал ему: «Достаточно! Пусть он не услышит этого, а не то ты погубишь его!» [Бухари. Адаб]. А в версии Ахмада Михджан сказал: «О Пророк Аллаха! Это такой-то, и он один из лучших жителей Медины!» Или же он сказал: «Он молится больше всех жителей Медины!» Посланник сказал ему: «Пусть он не услышит этого, а иначе ты погубишь его!» — повторив эти слова два или три раза, а потом добавил: «Поистине, вы — община, которой Аллах желает облегчения» [Ахмад].

Человек любит, чтобы его хвалили, и ему нравится, когда другие восхищаются им. Однако стоит кому-то хорошо отозваться о нём в его присутствии, как он начинает гордиться собой и считать, что он лучше других. Лживые похвалы корыстолюбцев кружат голову богатым и влиятельным людям, превращая их в высокомерных гордецов, которые считают, что они всесильны и вправе чинить несправедливость и притеснять слабых. Привыкнув к неустанным восхвалениям, они не выносят критики, советов и наставлений. Стоит ли удивляться после этого, что нет справедливости, не соблюдаются права людей и в обществе процветает порок…

Посланник Аллаха велел бросать землёй в лица расхваливающих, чтобы избежать распространения лицемерия. Благородные сподвижники (да будет доволен ими Аллах) не одобряли тех, кто хвалил их в их присутствии, несмотря на то что они заслуживали этих похвал. Они не стремились прославиться и не делали ничего напоказ, а потому были равнодушны к хвалебным речам и даже боялись, что они погубят их. Нафи‘ и другие передают, что однажды какой-то человек сказал Ибн ‘Умару : «О лучший из людей! О сын лучшего из людей!» Ибн ‘Умар возразил: «Я не лучший из людей и не сын лучшего из людей. Я — один из рабов Аллаха, надеющийся на милость Всевышнего и страшащийся Его наказания… Клянусь Аллахом, вы не оставите человека в покое до тех пор, пока не погубите его!»

Однажды люди сказали ‘Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Поистине, когда мы входим к нашим правителям, то говорим им не то, что говорим, когда выходим от них». Он сказал: «При жизни Посланника Аллаха мы считали подобное лицемерием!» [Бухари]. Ибн ‘Умар был богобоязненным, праведным и мудрым человеком и хорошо представлял себе последствия подобных похвал и льстивых слов. Опасность лести, заискивания и преувеличенной хвалы не укрылась и от остальных сподвижников.

Сегодня многие люди лицемерят и заискивают друг перед другом, называя это вежливостью и учтивостью, не осознавая, что совершают запретное и губят самих себя. Мусульманка не относится к таким людям. Она избегает любых форм неискренности и лицемерия, не боится сказать правду при необходимости и не хвалит тех, кто не заслуживает похвалы.

Читать также:

     

    Интересное на сайте "Женщина в Исламе":