Мусульманка щедра

Неотъемлемое свойство мусульманки — щедрость. Ислам учит её расходовать на пути Аллаха и помогать людям, особенно бедным и нуждающимся, и она любит делать добро людям. Она знает, что удел дарует Всевышний Аллах и всё, что она имеет, пришло от Аллаха, поэтому она расходует не скупясь. Она знает, что, потратив немного в этом мире, получит много в мире вечном, ибо Всевышний Аллах щедро воздаёт тем, кто расходует на Его пути и вершит добрые дела.

Мусульманка знает, что Аллах не оставляет без награды творящих добро. Всевышний Аллах сказал: Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом. Сура 2 «Корова»,аят 273
Она уверена, что Всевышний Аллах дарует ей во много раз больше того, что она расходует ради Него, и Он почтит её в этом мире и дарует ей щедрую награду в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий. Сура 2 «Корова», аят 261Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Сура 34 «Саба», аят 39

Всё, что вы расходуете, идёт на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо. Сура 2 «Корова», аят 272

Мусульманка знает, что если она не будет расходовать своё имущество, а станет накапливать его и позволит жадности взять над собой верх, Всевышний Аллах лишит её этого имущества, которое Он же однажды даровал ей. Посланник Аллаха  сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела. Один из них говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства на благое!” А другой говорит: “О Аллах, приведи [имущество] скупого к уничтожению!”» [Бухари; Муслим].А в одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал: «Расходуй, о сын Адама, тогда и на тебя будут расходовать» [Бухари; Муслим].

Мусульманка понимает, что, расходуя свои средства на пути Аллаха, она не уменьшает их, а, напротив, увеличивает и добавляет им благословения. Посланник Аллаха  сказал:«Милостыня не уменьшает имущество…» [Муслим]. Мусульманка знает, что её настоящее имущество — то, которое попало в список её благих дел, и только оно останется у неё, а всё остальное исчезнет. Мать верующих ‘Аиша передаёт, что однажды они зарезали овцу, и Пророк  спросил: «А что осталось от неё?» Они сказали: «Осталась только лопатка». Тогда он сказал: «Осталось всё, кроме лопатки» [Тирмизи]. То есть они раздали всё мясо этой овцы в качестве милостыни, оставив себе только лопатку, и они получат награду за всё это мясо, кроме оставленной лопатки. Получается, что на самом деле осталась вся овца, кроме лопатки. Пророк, говоря это, хотел объяснить  своей общине, что израсходованное ради Всевышнего — это настоящее имущество человека, которое остаётся у него и приносит ему пользу, а то, что он оставляет себе, напротив, уходит безвозвратно и теряется.

Мусульманка спешит исполнять веления Всевышнего, поэтому она не упускает возможности потратить свои средства на благое, зная, что награда расходующего на пути Аллаха велика.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что однажды Пророк, который вышел из мечети вместе с Билялем, подошёл к женщинам, решив, что они не слышали того, что он говорил. И он принялся увещевать их и велел им подавать милостыню. Тогда женщины стали отдавать свои серьги и кольца, а Биляль собирал всё это в полу своей одежды.

Матери верующих и женщины наших праведных сподвижников были образцом великодушия и щедрости и неустанно расходовали на пути Всевышнего Аллаха. Аз-Захаби пишет в жизнеописании ‘Аиши (в книге «Жизнеописания благородных людей = Сийар аль-а‘лям аннубаля»), что она раздала в качестве милостыни семьдесят тысяч дирхемов при том, что её рубаха протёрлась до дыр.

Однажды Му‘авия послал ей сто тысяч дирхемов, и она сразу же раздала их нуждающимся. Её служанка сказала ей: «Ах, если бы ты купила для нас мяса хотя бы на дирхем!» ‘Аиша сказала в ответ: «Что же ты мне раньше не сказала?» Му‘авия также послал ей ожерелье стоимостью в сто тысяч, и она разделила его между матерями верующих. Му‘авия также послал ей ожерелье стоимостью в сто тысяч, и она разделила его между матерями верующих. А Ибн аз-Зубайр послал ей два сосуда, в которых было сто тысяч дирхемов. Она велела принести миску и начала делить деньги между людьми. Когда наступил вечер, она сказала девочке-служанке: «Принеси мне мою еду». Она постилась и хотела совершить разговение, потому что время уже наступило.

‘Аиша очень много постилась. Служанка сказала: «О мать верующих! Неужели ты не могла купить для нас мяса на дирхем?» ‘Аиша ответила: «Не порицай меня… Если бы ты напомнила мне, я бы сделала это». Её сестра Асма была не менее щедрой. Её сын ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр рассказывает: «Я никогда не видел женщин щедрее, чем ‘Аиша и Асма, однако их щедрость была различной. ‘Аиша собирала понемногу, а когда набиралось много, делила собранное и раздавала. А Асма ничего не откладывала на завтра». Мать верующих Зайнаб бинт Джахш работала и раздавала полученное в качестве милостыни. Она была щедрее всех матерей верующих и делала много добра. Посланник Аллаха сказал своим жёнам о ней: «Быстрее всех ко мне присоединится та из вас, у которой самые длинные руки». ‘Аиша сказала: «Мы стали измерять, чьи руки длиннее, а потом выяснилось, что речь шла о Зайнаб, ибо она работала своими руками и раздавала заработанное в качестве милостыни» [Муслим].

Однажды ‘Умар  ибн аль-Хаттаб послал ей назначенное ей содержание. Когда присланное внесли в её дом, она сказала: «Да простит Аллах ‘Умара! Другие сёстры разделили бы это лучше, чем я». Ей сказали: «Это всё тебе». Тогда она воскликнула: «Преславен Аллах! Ссыпьте это здесь и накройте одеждой». Когда это было сделано, она сказала Барзе бинт Рафи, передатчице этой истории: «Просунь руку под покрывало, возьми оттуда горсть и отнеси таким-то». При этом она назвала имена своих родственников и сирот из их числа. Она говорила так до тех пор, пока под одеждой не осталось совсем немного. Тогда Барза сказала ей: «Да простит тебя Аллах, о мать верующих! Клянусь Аллахом, мы имели на это право!» Зайнаб сказала: «Вам — то, что осталось под одеждой». Барза сказала: «И мы нашли под одеждой восемьдесят пять дирхемов. После этого Зайнаб воздела руки к небу и сказала: “О Аллах! Пусть не застанет меня дар ‘Умара  после этого года!” — и она действительно умерла, не дожив до него».

Ибн Са‘д передаёт, что когда к Зайнаб принесли деньги, она стала говорить: «О Аллах! Пусть не застанут меня эти деньги в следующий раз, ибо, поистине, они — искушение». Затем она разделила их между своими родственниками и нуждающимися. ‘Умару сообщили об этом, и он сказал: «Это женщина, которой желают блага…» Затем он пришёл к её дверям и велел передать ей приветствие. Он сказал: «Мне сказали, что ты раздала все деньги». После этого он послал ей ещё тысячу, чтобы она оставила её себе, однако Зайнаб раздала и её, не оставив себе ни дирхема, ни динара.

Среди женщин, чья щедрость осталась в истории, можно назвать Сукайну бинт аль-Хусейн, которая раздавала почти всё, что имела. А если у неё не было денег, она снимала с себя украшения и отдавала бедным и неимущим.Следует упомянуть и ‘Атику бинт Язид ибн Му‘авия, которая пожертвовала всё своё имущество бедным из числа своих родственников из семейства Абу Суфьяна.

Умм аль-Банин, сестра ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, была настолько щедра, что даже говорила о себе: «У каждого человека есть увлечения и пристрастия. Моё пристрастие — давать людям». Каждую пятницу она освобождала одного раба и давала коня для борьбы на пути Всевышнего Аллаха. Она говорила: «Тьфу на скупость! Если бы она была рубахой, я бы не надела её, и если бы она была дорoгой, я бы не пошла по ней!»

Зубайда, жена халифа Харуна ар-Рашида, на свои деньги прорыла для жителей Мекки и паломников канал, который был связан с родниками и местами, в которых обычно собиралась дождевая вода. Этот канал назвали ‘Айн-Зубайда («источник Зубайды»). В те времена это было настоящим чудом.Когда её казначей начал возражать ей, сказав, что затраты будут очень большими, она произнесла свою знаменитую фразу: «Начинай работу, даже если каждый удар топора будет обходиться тебе в динар!» Подобных примеров в истории очень и очень много. Искренне верующие женщины, богобоязненные и благородные, всегда были равнодушны к мирским благам и щедро расходовали своё имущество на пути Всевышнего Аллаха. Такие женщины были во всех местах и во все времена. Об этом свидетельствуют многочисленные вакфы, школы, мечети и больницы, построенные ими. Они не дожидались, когда к ним придут и попросят о чём-нибудь. Они сами искали нуждающихся — бедных, сирот, вдов и тех, в чей дом пришло горе. И сегодня есть такие женщины. Они создают благотворительные проекты, помогают бедным и расходуют на пути Аллаха, стремясь снискать Его довольство и войти в Его Рай…

Мусульманка подаёт милостыню, даже если у неё скромные доходы. Она не стесняется подать мелкую монету, потому что знает: Аллах не возлагает на душу ничего, кроме посильного для неё, и Он вознаграждает за всякое добро, большое и маленькое: «…и кто сделает добро весом с пылинку, увидит его».

Мусульманка понимает, что у всех людей разный удел: кому-то Аллах дарует огромное богатство, а кому-то суждено иное — и каждый должен делать добро в соответствии со своими возможностями. Поэтому она отдаёт то, что может, не стыдясь незначительности подаяния. Главное, она делает это с искренним намерением ради Аллаха, а значит, у Всевышнего оно будет велико.

Милостыня не обязательно должна быть большой — такого условия нет ни в Коране, ни в Сунне, — и скромное подаяние может принести бедному верующему бoльшую награду, чем щедрое — богатому. Видя человека, который подаёт нищему мелкую монету, и человека, который, не колеблясь, достаёт из кармана или кошелька крупную купюру, мы зачастую пренебрежительно относимся к подаянию первого (а то и подозреваем его в скупости), потому что оно кажется нам слишком малым и незначительным, и восхищаемся щедростью второго. А если бы мы задумались на минуту, мы бы поняли, что человек, подавший двести рублей, имея всего две тысячи, израсходовал на пути Аллаха, стремясь к Его довольству и награде, десятую часть своего состояния. А какую часть своего состояния потратил богач, который подал тысячу и оставил у себя миллионы?

Мусульманка помнит наказ Посланника Аллаха: «Защищайте себя от Огня — хотя бы с помощью половинки финика» [Бухари]. Посланник Аллаха  сказал ‘Аише: «О ‘Аиша! Огради себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, ибо голодному она приносит такую же пользу, как и сытому» [Ахмад].

Мусульманка может подавать в качестве милостыни еду, которая есть у неё в доме, или что-нибудь из имущества мужа, если она уверена в том, что он не стал бы возражать. Посланник Аллаха сказал: «Если женщина подаст в качестве милостыни что-нибудь из еды, которая имеется у неё дома, не нанося никому ущерба, она получит награду за то, что отдаст, её муж получит награду за то, что он заработал, и такую же награду получит слуга, который вынесет эту еду. И награда любого из них никак не уменьшит награды других» [Бухари].

Мусульманка — источник блага, и она стремится принести людям пользу и добро своими словами, делами и имуществом. Она поступает так, как учит её ислам — религия добра, щедрости, милосердия и любви. Она помнит о том, что любое благое дело записывается ей как милостыня. Абу Муса сказал: «Однажды Пророк сказал: “Каждый мусульманин должен подавать милостыню”. Люди спросили: “О Пророк Аллаха, а если он не найдёт, что подать?” Он ответил: “Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного”. Люди спросили: “А если он всё равно не найдёт что подать и не сможет подавать милостыню?” Он ответил: “Тогда ему следует помогать нуждающемуся, который оказался в беде”. Люди снова спросили: “А если он не сможет?” Он ответил: “Тогда пусть побуждает к одобряемому и благому”. Люди спросили: “А если он не сможет и этого?” Он ответил: “Тогда он должен воздерживаться от всякого зла, и это зачтётся ему как поданная милостыня”» [Бухари; Муслим].

Ислам предоставил возможность совершать благие дела всем верующим — мужчинам и женщинам, богатым и бедным. Он открыл перед ними врата блага, и каждый может войти
в них. Всевышний назвал благие дела милостыней, чтобы бедный человек не чувствовал себя обделённым и ущербным из-за того, что он не в состоянии подать милостыню. Верующий, которому нечего расходовать на пути Аллаха, знает: совершая любое благое дело, он как будто подаёт милостыню. И если состоятельный получит награду за поданную им милостыню, то бедный получит награду за то добро, которое он делает с искренним намерением ради Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха  сказал: «Каждое доброе дело — милостыня» [Бухари; Муслим].

Таким образом, ислам обеспечил каждому верующему возможность делать добро, созидать, плодотворно трудиться на пути Аллаха и получать за это щедрую награду от Господа миров. Благодаря этому сердца верующих, особенно тех, у кого мало имущества, спокойны. Они чувствуют себя полноценными членами мусульманской общины, вносящими свой вклад в её развитие. Они поддерживают её и укрепляют наряду с остальными мусульманами, понимая, что богатство — не главное в жизни. Кому-то Всевышний даровал щедрый удел и предоставил возможность расходовать на пути Аллаха.

А кому-то Он предоставил возможность вершить благие дела иного рода. Однако и те, и другие делают добро, за которое Всевышний Аллах обязательно вознаградит их. Мусульманка понимает, что не каждый нуждающийся решается попросить о помощи. Верующим свойственна стыдливость и скромность, поэтому нередко даже очень бедный мусульманин не решается сообщить людям о своём положении и обратиться к ним за помощью. Она старается найти таких нуждающихся, потому что они больше заслуживают подаяния, чем те, которые сами протягивают руку.

Посланник Аллаха сказал: «Не тот беден, кто получает один-два финика или кусок-другой еды. По-настоящему беден тот, кто воздерживается от просьб» [Бухари; Муслим]. Посланник Аллаха  сказал: «Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой еды или один-два финика. По-настоящему беден не имеющий того, что избавило бы его от необходимости просить других, но люди об этом не догадываются и потому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям» [Бухари; Муслим].

Мусульманка старается подать сироте. А если она состоятельна, то она полностью обеспечивает одного или даже нескольких сирот. Она берёт их на своё попечение, воспитывает их и даёт им всё, в чём они нуждаются, потому что попечителю сироты уготована щедрая награда и его ожидает великий почёт — соседство с Посланником Аллаха в Раю. Посланник Аллаха сказал: «В Раю мы с опекающим сироту будем как эти [пальцы]» — и он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга. Не забывает мусульманка и о вдовах и неимущих, помня слова Посланника Аллаха : «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто простаивает всю ночь в молитве и постоянно постится днём» [Бухари; Муслим].

Забота о сироте бедняке и вдове относится к числу самых благородных дел, а мусульманка не упускает возможности совершить благое дело, особенно если Всевышний даровал ей богатство.

Читать также:
 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":