Мусульманка не выискивает недостатки в людях и не стремится опозорить их и испортить им репутацию

Мусульманка помнит слова Посланника Аллаха: «Кто уверовал в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или  молчит». Поэтому она не говорит дурного о людях и не злословит о них. Она не из тех, кому доставляет удовольствие очернять людей и пятнать их честь. Она не рассказывает другим о неблаговидных поступках своей сестры по вере, потому что это — не что иное, как распространение нечестия на земле. А тем, кто распространяет нечестие на земле, Всевышний Аллах пригрозил суровым наказанием в обоих мирах: Воистину, тем, которые любят, чтобы среди верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Сура 24 «Свет», аят 19

Человек, который рассказывает о мерзких поступках другого человека, сам совершает мерзость. ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Творящий мерзость и распространяющийся о ней совершают одинаковый грех».

Мусульманка мудра и рассудительна, и она понимает, что тем, чья вера слаба и кто пренебрежительно относится к своей религии, нужно помочь исправиться. Однако она также понимает, что позорить их перед другими людьми, рассказывая всем об их проступках, грехах и недостойном поведении, — не лучший способ исправления. Это скорее озлобит их и вызовет у них раздражение, чем поможет им вернуться на истинный путь и измениться в лучшую сторону. Очень часто подобные действия вызывают у грешников реакцию, обратную ожидаемой. Многие люди стараются скрыть свои слабости и недостатки и совершают грехи тайно, потому что стыдятся людей — их мучают угрызения совести. А потом находится верующий человек, который искренне негодует, узнав о поведении такого человека, и, охваченный благородным гневом, рассказывает о его поведении другим. Он возмущён пренебрежительным отношением к религии Всевышнего, и у него самые добрые побуждения — вернуть ослушников к покорности Аллаху. Он полагает, что, когда общество узнает о поведении этих грешников, они устыдятся и одумаются. Однако в действительности чаще получается наоборот. Грешник, увидев, что люди узнали о нём всю правду, решает, что ему больше нечего стыдиться, ибо то, чего он опасался, уже произошло. Он рассуждает: «Даже если теперь я исправлюсь, люди всё равно будут говорить обо мне дурное и считать меня скверным и недостойным человеком. Я буду делать добро, а они будут постоянно вспоминать зло, которое я творил ранее, и вместо того, чтобы порадоваться моему покаянию и моим благим делам, они будут постоянно припоминать мне мои прошлые грехи… Значит, нет смысла менять своё поведение и отказываться от того, что мне по душе и к чему я привык». Некоторые считают, что поскольку Аллах — Прощающий, Милосердный, Он непременно простит им всё, что они творят, лишь потому, что они веруют в Него. А другие вообще не думают о Всевышнем и наказании, которое их ожидает.…Как бы там ни было, человек начинает грешить ещё больше, чем раньше, и теперь уже открыто, чем наносит вред не только себе, но и всему обществу, потому что подаёт дурной пример окружающим. К тому же у него может появиться отвращение к религии, потому что его опозорил соблюдающий мусульманин — пусть и из самых добрых побуждений. И верующий становится его невольным соучастником и разделяет с ним грех распространения нечестия на земле. Ширится пропасть между праведными верующими и их грешными собратьями. Возникает отчуждение, холодность, неприятие и даже ненависть между людьми, исповедующими одну религию. А ведь мусульмане должны быть сплочёнными и поддерживать друг друга.

Вспомним слова Посланника Аллаха: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, всё тело отзывается бессонницей и горячкой».

Мусульманка знает: благое слово и мудрое наставление — лучшее лекарство от недуга, который поражает сердца тех, чья вера слаба. Обращаясь к своим сёстрам по вере, отклонившимся от прямого пути, она избегает давления, напористости, резких выражений и оскорблений и не вступает с ними в противостояние. Для неё очевидно, что таким способом невозможно добиться положительного результата, зато легко навредить, причём последствия могут быть необратимыми.

Мусульманка старается найти подход к каждому человеку, с которым общается. Она терпелива и знает, что человека, который долгие годы потворствовал своим желаниям, ослушивался Господа и грешил, не изменить за час. Бывает, что человек сам желает измениться, стыдится своих действий и понимает, что неправ. Однако срабатывает давняя привычка, и он вновь откладывает покаяние и возвращается к греху. Ему не хватает силы воли, и ему нужна помощь. Он нуждается в добром совете и доброжелательном наставлении и увещевании, а не в упрёках и порицании. Такой человек делает робкие шаги в сторону покаяния и прямого пути, и если очернить его и опозорить перед всеми, то он может обратиться вспять. А мусульманка меньше всего на свете желает погубить свою сестру по вере.

Вид некоторых людей и их поведение обманчивы. Они кажутся высокомерными, грубыми, легкомысленными и далёкими от религии, а на самом деле у них доброе сердце, которое представляет собой благодатную почву для зёрен Истины. Если находится человек, который умеет зрить в корень и видеть суть, не обманываясь внешним равнодушием или неприязнью к религии, и смотреть в душу собеседника, а не на его поведение, то он влияет на таких людей так, что те меняются на глазах. Они устремляются к вере и покорности Всевышнему, словно с нетерпением ждали этого долгие годы, и становятся достойными, праведными, богобоязненными и искренне верующими людьми, которые вершат добрые дела ради Всевышнего Аллаха и стремятся наставить других на прямой путь подобно тому, как когда-то сами вернулись на него. Это чудо свершается благодаря мудрому слову, сказанному с искренней доброжелательностью. А если бы человек, через которого Всевышний вывел этих заблудших на Свой прямой путь, рассказывал бы всем об их грехах и проступках, они, озлобившись, могли бы отвергнуть Божественное руководство, принести много зла и горя верующим и даже стать вероотступниками и врагами ислама.

Мусульманка помнит Слова Всевышнего: «Не следите друг за другом» (сура 49 «Комнаты», аят 12). Вместо того,  чтобы следить за своими сёстрами по вере, особенно теми, у кого мало знаний и которые ещё не утвердились в исламе, и стараться «застать их с поличным», мусульманка разговаривает с ними по душам и преподносит им Истину в виде прекрасных и ясных слов, открывающих сердца, укрепляющих веру и вселяющих богобоязненность в души.

Мусульманка помнит слова Посланника: «Поистине, если ты станешь выискивать недостатки в мусульманах, то испортишь их или приблизишься к тому, чтобы испортить их» [Абу Давуд]. Посланник Аллаха  также сказал: «Не обижайте рабов Аллаха, не позорьте их и не выведывайте то, что они желают скрыть, ибо, поистине, того, кто старается выведать то, что его брат по вере желает скрыть, Аллах оставит без прикрытия и опозорит его в его собственном доме».

Посланник Аллаха  не любил людей, которые проявляли чрезмерное любопытство, плохо думали о людях и сеяли сомнения вокруг них, портя их репутацию. Его больно ранило, когда они обижали верующих своими злыми языками. Он любил верующих и желал, чтобы они были как одна семья. Его огорчало поведение тех, кто беспокоил своих братьев по вере и обижал их. Ибн Аббас рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха  обратился к людям с речью. Он говорил так, что его слышали даже женщины, сидящие в своих домах. Он сказал: “О вы, которые уверовали на словах, притом что вера не вошла в сердца ваши! Не обижайте верующих и не старайтесь узнать то, что они желают скрыть. Поистине, того, кто старается узнать то, что его брат по вере желает скрыть, Аллах оставит без прикрытия и опозорит его, даже если он будет сидеть в своём доме”» [Табарани].

В этой проповеди Посланник Аллаха  излил свою горечь, осудив тех, кто обижает верующих. Он начал свою речь словами: «О вы, которые уверовали на словах, притом что вера не вошла в сердца ваши!» Одних этих слов достаточно для того, чтобы человек, в сердце которого есть вера хотя бы на вес горчичного зёрнышка, задумался, осознал, что совершает тяжкий грех, и устрашился. Ведь Посланник сказал о таких людях, что они уверовали только на словах, и вера не вошла в их сердца.

Читать также: 

Интересное на сайте "Женщина в Исламе":